Приведите, пожалуйста, примеры трудовых правоотношений… (смотрите внутри)

Содержание

Трудовые правоотношения

Приведите, пожалуйста, примеры трудовых правоотношений... (смотрите внутри)

Определение 1

По своей сути, трудовое правоотношение – это вид общественного отношения, основанный на выполнении конкретной работы.

Он регулируется нормами трудового права в рамках соглашения, заключенного между работником и работодателем. При этом первый обязан подчиняться правилам внутреннего распорядка, действующим на предприятии или в организации.

А второй – обеспечить условия работы, предусмотренные трудовым законодательством, коллективным и трудовым договорами.

Выделяют следующие основные признаки трудовых правоотношений:

  1. личный характер прав и обязанностей работника;
  2. заранее обусловленная трудовая функция;
  3. соблюдение трудовой дисциплины;
  4. возмездный характер трудового правоотношения;
  5. каждый из субъектов вправе прекратить трудовое правоотношение.

Рассмотрим вышеперечисленные признаки более подробно.

  1. Работник обязан участвовать в производственной или иной деятельности работодателя исключительно своим трудом. Такое ограничение отсутствует в гражданско-правовом отношении, в котором подрядчик вправе привлечь к выполнению работы и других лиц.
  2. труда заранее определено специальностью, квалификацией или должностью работника. В трудовом правоотношении речь не идет о выполнении отдельного индивидуального задания к конкретному сроку, что свойственно для гражданско-правовых обязательств, связанных с трудовой деятельностью.
  3. Поскольку исполнение трудовой функции осуществляется в коллективе, то работник обязан подчиняться требованиям трудовой дисциплины и правилам внутреннего распорядка, установленным на предприятии или в организации. Другими словами, трудовое правоотношение соединяет в себе как координационные, так и субординационные элементы. Принцип свободы труда сочетается с подчинением вышестоящему начальству.
  4. Возмездный характер трудового правоотношения проявляется в выплате заработной платы, которая осуществляется работодателем, как правило, в денежной форме. Особенность трудового правоотношения состоит в том, что оплата производится за труд, осуществляемый работником систематически в установленное рабочее время.
  5. Трудовое правоотношение является сложным, поскольку у каждой из его сторон имеются корреспондирующие права и обязанности. Как работник, так и работодатель могут прекратить свое правоотношение без каких-либо санкций, если при этом не были нарушены положения главы 13 Трудового кодекса РФ.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Рисунок 1.

Виды трудовых правоотношений

Все виды трудовых правоотношений можно условно разделить на три группы:

  1. основные;
  2. сопутствующие и организационно-управленческие;
  3. охранительные.

К основным трудовым правоотношениям относятся отношения между работником и работодателем.

Сопутствующими и организационно-управленческими являются отношения, связанные с вопросами трудоустройства, организации и управления трудом, а также деятельность профсоюзов по защите прав работников и социально-партнерские правоотношения. В эту же группу входит подготовка, профессиональная переподготовка и повышение квалификации кадров.

Охранительные правоотношения связаны с контролем и надзором за соблюдением трудового законодательства, материальной ответственностью работников и работодателей, разрешением трудовых споров и вопросами социального страхования.

В современной России существуют следующие основные виды трудовых правоотношений:

  1. содействие занятости и трудоустройству;
  2. отношения между работником и работодателем;
  3. организация и управление трудом;
  4. профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров;
  5. отношения профсоюзов с работодателями по защите прав работников;
  6. социально-партнерские правоотношения;
  7. контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства;
  8. материальная ответственность сторон трудового договора;
  9. разрешение трудовых споров;
  10. социальное страхование.

Все вышеперечисленные виды правоотношений определяются предметом трудового законодательства. Они отличаются друг от друга субъектами, содержанием, а также основаниями для возникновения и прекращения отношений.

Объект трудового правоотношения

Выполнение определенной работы, характер которой обусловлен специальностью, квалификацией или должностью работника, является объектом трудового правоотношения.

Замечание 1

Таким образом, различные блага, создаваемые в процессе работы, практически неотделимы от самой производственной деятельности. Например, полезный эффект от проведенного учителем урока трудно определить в фактическом выражении. Поэтому материальным содержанием трудового правоотношения считается фактическое поведение его участников, регулируемое сочетанием их прав и обязанностей.

Возникновение, изменение и прекращение трудового правоотношения

Основанием для возникновения большинства трудовых правоотношений является заключение между работником и работодателем трудового договора. Юридическое значение этого документа заключается в том, что он представляет собой базовую основу для дальнейшего развития трудового права.

Замечание 2

В содержание трудового договора входят все условия, определяющие права и обязанности его сторон. Разновидностью этого документа является трудовой контракт, который может быть заключен работодателем с представителями творческих, научных или спортивных профессий.

Изменение трудового правоотношения выражается в переводе сотрудника на другую работу по инициативе администрации предприятия или организации.

Такой перевод возможен только с согласия работника или в случае производственной необходимости, а также в связи с простоем по той или иной причине.

Работник также может обратиться к работодателю с просьбой перевести его на другую работу, например, в целях охраны здоровья или при временной нетрудоспособности.

Прекращение трудового правоотношения возможно как и по обоюдному согласию сторон, так и по инициативе работника или работодателя.Трудовое законодательство предоставляет работнику право расторгнуть не устраивающий его трудовой договор в любое время.

О своем намерении гражданин обязан предупредить администрацию предприятия или организации за две недели до увольнения, сделав это в письменной форме.

Впрочем, работодатель вправе расторгнуть трудовой договор с работником раньше установленного законом двухнедельного срока.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/trudovye_pravootnosheniya/

Примеры трудового права: описание, особенности и принципы

Приведите, пожалуйста, примеры трудовых правоотношений... (смотрите внутри)

Трудовое право — отрасль права, регулирующая отношения работника и работодателя. Элементарный пример трудового права — это взаимодействие работников (архитектора и строителя) для совместного получения результата рабочей деятельности. Но это поверхностное объяснение понятия. Каковы его особенности, принципы и откуда вообще взялось трудовое право?

Как говорил председатель Конституционного суда Сергей Петрович Маврин: «Принцип важнее всего». Именно эти принципы и примеры трудового права сегодня рассмотрим.

Первоисточники

Трудовое право — наиболее молодая отрасль права. Она появилась на рубеже XIX-XX вв. при содействии видного учёного того времени Л.С. Таля.

Основным источников трудового права в России считается Трудовой кодекс РФ (ТК РФ). Юридически заверен он был 30 декабря 2001 года и был заменой устаревшего Кодекса законов о труде РСФСР.

Причём кроме исключительно трудовых отношений, трудовое право корректирует и общественные отношения, связанные с трудовыми: отношения между коллективами, заключение договоров, трудоустройство граждан по способностям, надзор и контроль за охраной труда, рассмотрение трудовых споров, состояние социального пакета.

Основным методом работы трудового права считается закрепление равенства сторон трудового договора. На этой основе можно положить, что трудовое право есть совокупность трудовых норм, регулирующих отношения работника и работодателя.

Принципы

В теории права традиционно выделяют несколько принципов: отраслевые, межотраслевые, внутриотраслевые (принципы отдельных институтов), а также международные. Общеправовые принципы: законности, равенства, гуманизма — относятся ко всем отраслям и не рассматриваются в трудовой отдельно. Наиболее известные примеры принципов трудового права следующие:

  1. Помимо принципов, связанных исключительно с трудовым правом, статья 2 ТК РФ содержит право на свободный выбор профессии или иного рода деятельности.
  2. Заработная плата или иное вознаграждение за труд (не премиальное) не может быть ниже МРОТ и дискриминировать по какому-либо признаку (расовому, половому и т. д.).
  3. Право на гигиену при трудовой организации и защиту от безработицы.
  4. Никто не может работать принудительно.
  5. Право на отдых (отпуск).
  6. Право на индивидуальные и коллективные споры в рамках трудовых вопросов, участие в забастовках.

Межотраслевые принципы для примера, в соответствии с Конституцией:

  1. Обеспечение охраны здоровья и обязательное медстрахование.
  2. Обеспечение государством защиты прав и свобод человека (в том числе и трудовых прав).

Как известно, трудовое право — наиболее молодая отрасль, она появилась чуть меньше чем сто лет назад, в начале XX века, и с тех пор законодательная база её пополняется и совершенствуется. Статья 37 Конституции РФ и ст. 2 ТК РФ является источником примеров трудового права. Принципы любой отрасли права отражают её основополагающие идеи.

Основное отличие принципов права, от, например, моральных — они императивны, закреплены юридически, в данном случае в Конституции и Трудовом кодексе.

Сущность трудовых норм

Примером нормы трудового права является список правил организации рабочих условий (рабочие и нерабочие дни), процесса трудоустройства и обеспечения работой безработных граждан (составление трудового договора, оформление трудовой книжки), охрана труда и т. д. — это нормы в широком смысле. Они не указывают конкретные критерии, но содержат ряд законодательных актов, объясняющих положение каждой из них.

Существует три обширные группы примеров нормы трудового права:

  1. Декларативные — основные принципы трудового законодательства, например право на выбор профессии, право на коллективные переговоры, на представительство трудящихся.
  2. Дефинитивные — нормы, дающие точное определение трудовых деяний, например, что такое трудовое право и трудовой договор.
  3. Оперативные — нормы, изменяющие или отменяющие действие законов.

Также существуют диспозитивные права (предполагающие возможность выбора: участие в трудовых коллективах, например) и категорические (невозможность замены отпуска на денежную компенсацию).

Особенности трудовых прав

Примеры трудового права содержат немало особенностей, касающихся чаще всего несовершеннолетних (до 18 лет) или недееспособных (ограничение по группе здоровья, инвалидности) граждан.

В соответствии со статьёй 63 ТК РФ, заключать трудовой договор можно с несовершеннолетними гражданами, достигшими 16 лет, без согласия родителей или заменяющих их лиц. Также получить должность могут граждане, получившие основное общее образование (9 классов) и достигшие 15-летнего возраста.

В любых других случаях закон требует разрешения одного из родителей (опекунов) на трудовую деятельность ребёнка.

Несовершеннолетние граждане

Однако в вопросе о несовершеннолетних гражданах возраст — не единственный подводный камень:

  1. Работа должна проходить в свободное от учёбы время и не мешать процессу физического, умственного и нравственного развития.
  2. От 14 до 16 лет допускается работа только с лёгкими материалами, если это погрузочная деятельность.
  3. При несогласии одного из родителей учитывается мнение самого несовершеннолетнего, а также органов опеки.
  4. До 14 лет допускается работа только в сферах культуры: экспонирование, театральные и цирковые представления — без ущерба для здоровья и психического развития.
  5. Несовершеннолетние не допускаются к тяжёлому физическому труду (работа в шахтах) или к работе с ядовитыми веществами, а также в сферах, вредящих нравственному развитию (ночные смены, работа со спиртными напитками, наркотическими и иными подобными веществами).
  6. Дети до 16 лет могут работать не более 24 часов в неделю, от 16 до 18 — не более 36 часов.

Нюансы

Это только часть трудового законодательства, касающегося несовершеннолетних, но и здесь стоит отметить несколько моментов, прежде чем привести примеры трудового права в обеспечении труда молодёжи.

Во-первых, в старших классах учебный день состоит в среднем из 6-ти уроков (примерно до двух часов дня в первую смену обучения), при условии что ребёнок, в теории, тратит на домашнее задание не менее 2-х часов, время на работу существенно сокращается.

Во-вторых, учащиеся школ и первых курсов средних учебных заведений по большей части ещё не обладают профессиональными навыками или же не могут их документально подтвердить (в сфере трудового права ни одно заявление не принимается на слово). По этой причине круг отраслей, где может работать ребёнок, сужается до культурных представлений, переноса грузов (для юношей, девушек берут редко), курьерской деятельности и прочих мелких работ.

Недееспособные граждане

Ограничениями трудового права обладают недееспособные граждане следующих категорий: инвалиды, психически нездоровые, на реабилитации. Во всех случаях у недееспособных граждан есть опекуны, по разрешению которых может быть оформлен договор. Однако это не значит, что все недееспособные граждане не могут самостоятельно поступать на работу.

Для примера трудового права из жизни недееспособных лиц можно представить следующий вариант: совершеннолетний инвалид-колясочник устраивается на работу финансовым консультантом.

Он имеет соответствующее образование и вторую группу инвалидности, что позволяет ему самостоятельно без труда подать заявление на работу.

В этом случае предоставляется справка об инвалидности с печатью лечащего врача и записью, что гражданин имеет право работать в данной сфере.

При приёме на работу инвалида работодатели требуют реабилитационную карту, потому что нередко в графе об ограничениях труда может стоять надпись «не имеет», но на деле начальнику необходимо учитывать индивидуальные особенности новобранца, дабы пресечь неприятие в коллективе остальными сотрудниками.

Послабления для инвалидов

Отдельно в качестве примеров трудового права инвалидов и лиц на реабилитации, имеющих максимум вторую группу инвалидности, стоит отметить некоторые послабления:

  1. Рабочая неделя составляет не более 35 часов с сохранением полной заработной платы.
  2. Нельзя привлекать инвалидов к сверхурочным работам, даже при наличии от них согласия.
  3. Работодатель обязан предоставить инвалиду отпуск до 60 дней с сохранением рабочего места в случае необходимости.
  4. Ежегодный оплачиваемый отпуск продлевается на 2 дня.

Примеры трудовой отрасли права содержат множество нюансов, связанных с частично дееспособными гражданами. Эти послабления — причина, по которой работодатели стараются не принимать на работу инвалидов, какими бы профессиональными они ни были. Законодательство старается всячески поощрять инвалидов и лиц после реабилитации.

Нарушения трудовых прав

Примеры нарушений трудового права в наше время встречаются повсеместно. Наиболее распространённое — выплата заработной платы менее прожиточного минимума (МРОТ = 7 800 р. по ст. 133 ТК РФ) или задержка выплат (ст.

136 ТК РФ); привлечение работников к деятельности, не предусмотренной договором; увольнение без расчёта (ст. 140 о расчёте при увольнении).

Это правонарушения, касающиеся деятельности работодателя, но есть и те, которые относятся напрямую к работнику.

Например, раздел VIII ТК РФ рассматривает причины дисциплинарных взысканий со специалиста в случаях нарушения трудовых прав других работников, опоздания на работу, безалаберного отношения к своей должности и т. д.

Таким образом, институт трудового права — это сравнительно молодая отрасль, регулирующая взаимоотношения между работником и работодателем, а также между равными сотрудниками и начальством.

Трудовые взаимоотношения нормируются законодательно, и нарушение норм преследуется по закону. Как работодатель, так и работник обладают определёнными трудовыми правами (выплата з/п, нормированный график работы и т. д.

) и обязанностями (соблюдение дисциплины, подчинение начальству).

Источник: https://FB.ru/article/340536/primeryi-trudovogo-prava-opisanie-osobennosti-i-printsipyi

Трудовые правоотношения: (понятие, стороны)

Приведите, пожалуйста, примеры трудовых правоотношений... (смотрите внутри)

Трудовое правоотношение — это урегулированное нормами трудового права общественное отношение, возникающее на основании трудового договора, по которому один субъект (работник) обязуется выполнять трудовую функцию с подчинением правилам внутреннего трудового распорядка, а другой субъект (работодатель) обязан предоставлять работу, обеспечивать здоровые и безопасные условия труда и оплачивать труд работника в соответствии с его квалификацией, сложностью работы, количеством и качеством труда.

трудового правоотношения:

  • взаимные права и обязанности его субъектов, определенные трудовым договором, трудовым законодательством и коллективным договором (соглашением).

Работник обязан точно выполнять свою оговоренную договором трудовую функцию, подчиняясь правилам внутреннего трудового распорядка данного производства, а работодатель – соблюдать трудовое законодательство и все условия труда работника, предусмотренные трудовым и коллективным договором и трудовым законодательством.

Трудовое отношение включает целый ряд прав и взаимосвязанных с ними обязанностей сторон: по рабочему времени, времени отдыха, оплате труда, гарантиям и компенсациям и т.д. Объем и характер трудовых прав и обязанностей зависят от многих факторов и конкретизируются применительно к трудовой функции (специальности, квалификации, должности) работника.

Особенности трудово­го правоотношения:

  1. субъектами трудового правоотношения явля­ются работник и работодатель;
  2. трудовое правоотношение имеет сложный состав прав и обязанностей его субъектов: каждый из них выступает по отношению к другому и как обязанное, и как управомоченное лицо, а также несет не одну, а несколько обязанностей;
  3. несмотря на сложный состав прав и обязанностей, тру­довое правоотношение является единым;
  4. длящийся характер трудового право­отношения (права и обязанности субъектов реализуют­ся не разовыми действиями, а систематически, путем совершения тех действий, которые необходимы в установленное рабочее время).

Однако трудовой деятельностью могут заниматься и лица, заклю­чившие гражданско-правовые договоры (личный подряд, поручения, возмездное оказание услуг, авторский договор и др.).

Характерные признаки трудового правоотношения (отграничение его от смежных, в том числе гражданско-правовых, отношений):

  1. Личный характер прав и обязанностей работника, который обязан своим трудом участвовать в производственной либо иной деятельности работодателя (у работника нет права вместо себя представлять другого работника или поручать свою работу другому и т.д., такое ограничение отсутствует в договоре подряда).

  2. Работник обязан выполнять обусловленную трудовым догово­ром трудовую функцию, а не отдельное (отдельные) индивидуально-конкретное задание к определенному сроку, что характерно для гражданско-правового договора.

  3. Выполнение работником его трудовой функции осуществляется в условиях коллективного (кооперированного) труда, с чем связано включение работника в коллектив (штат) работников с вытекающей отсюда необходимостью подчинения установленным правилам внут­реннего трудового распорядка.

     

  4. Возмездный характер трудового правоотношения проявляется в ответных действиях работодателя на выполнение трудовой функ­ции — в выдаче соответствующей заработной платы (оплата производится за осуществляемый работником систематически в установленное рабочее время живой затраченный труд, а не за конкретный результат овеществленного (прошлого) труда, как при гражданско-правовом отношении).
  5. Право каждого из субъектов на расторжение трудового договора без каких-либо санкций, но с соблюдением установленного порядка.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2018 №15 «О применении судами законодательства, регулирующего труд работников, работающих у работодателей — физических лиц и у работодателей — субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям» к характерным признакам трудовых отношений в соответствии со статьями 15 и 56 ТК РФ относит:

  • достижение сторонами соглашения о личном выполнении работником определенной, заранее обусловленной трудовой функции в интересах, под контролем и управлением работодателя;
  • подчинение работника действующим у работодателя правилам внутреннего трудового распорядка, графику работы (сменности);
  • обеспечение работодателем условий труда;
  • выполнение работником трудовой функции за плату.

О наличии трудовых отношений может свидетельствовать:

  1. устойчивый и стабильный характер этих отношений,
  2. подчиненность и зависимость труда,
  3. выполнение работником работы только по определенной специальности, квалификации или должности,
  4. наличие дополнительных гарантий работнику, установленных законами, иными нормативными правовыми актами, регулирующими трудовые отношения.

К признакам существования трудового правоотношения также относятся, в частности:

  • выполнение работником работы в соответствии с указаниями работодателя;
  • интегрированность работника в организационную структуру работодателя;
  • признание работодателем таких прав работника, как еженедельные выходные дни и ежегодный отпуск;
  • оплата работодателем расходов, связанных с поездками работника в целях выполнения работы;
  • осуществление периодических выплат работнику, которые являются для него единственным и (или) основным источником доходов;
  • предоставление инструментов, материалов и механизмов работодателем (Рекомендация N 198 о трудовом правоотношении, принятая Генеральной конференцией Международной организации труда 15 июня 2006 года).

Стороны трудового правоотношения

Согласно ст. 20 ТК РФ сторонами трудового правоотношения являются: 

  • Работник — физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем. Вступать в трудовые отношения в качестве работников имеют право лица, достигшие возраста шестнадцати лет, а в случаях и порядке, которые установлены Кодексом, — также лица, не достигшие указанного возраста.
  • Работодатель — физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.

См. также п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2018 №15 «О применении судами законодательства, регулирующего труд работников, работающих у работодателей — физических лиц и у работодателей — субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям»

Субъекты трудового права – это участники трудовых и иных, непосредственно с ними связанных отношений; это стороны правоотношений трудового права – носители трудовых прав и соответствующих им трудовых обязанностей.

Субъектами трудового правоотношения могут быть:

  • граждане (работники);
  • работодатели (предприятия, учреждения, организации, фирмы любой формы собственности);
  • представители работников и работодателей;
  • профкомы или иные, уполномоченные работниками выборные на производстве органы;
  • социальные партнеры в лице их соответствующих представителей на федеральном, отраслевом, региональном, территориальном и профессиональном уровнях;
  • органы службы занятости и трудоустройства, юрисдикционные органы по рассмотрению трудовых споров, органы надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, охраны труда.

Так как субъекты трудового права имеют на основании законодательства трудовые права и обязанности, то для их обладания и реализации они должны иметь трудовую правосубъектность.

Трудовая правосубъектность – это признаваемая трудовым законодательством способность данного лица (физического или юридического) быть субъектом трудовых и непосредственно с ними связанных правоотношений, иметь и реализовывать трудовые права и обязанности и отвечать за трудовые правонарушения. В трудовом праве, в отличии, например, от гражданского права, правосубъектность включает в себя три элемента:

  • трудовую правоспособность – признаваемую законом способность иметь трудовые права и обязанности;
  • трудовую дееспособность – способность в соответствии с трудовым законодательством лично приобретать и осуществлять своими действиями трудовые права и обязанности;
  • трудовую деликтоспособность – признаваемую трудовым законодательством способность отвечать за трудовые правонарушения.

В трудовом праве эти три правовые способности неразделимы и возникают у субъекта права одновременно – с момента начала трудовой деятельности (в гражданском праве, например, возникновение правоспособности и полной дееспособности имеют разрыв во времени), поэтому мы говорим о единой в трудовом праве трудовой праводеликтоспособности, т.е. правосубъектности.

Трудовая правосубъект­ность характеризуется двумя критериями:

Важно знать, что, в отличие от гражданской правоспособности, возникающей с момента рождения, трудовая правосубъектность приурочена законом к достижению определенного возраста, а имен­но — в 16 лет. В определенных случаях и порядке, предусмотренных ТК РФ, с лицами, не достигшими 16-летнего возраста может быть заключен трудовой договор (ст. 63 ТК РФ ТК РФ) в случаях:

  • получения основного общего образования либо продолжение освоения программы основного общего образования по иной форме, чем очная;
  • оставление общеобразовательного учреждения в соответствии с федеральным законом.

В этих случаях трудовой договор могут заключать лица, достигшие возраста 15 лет.

Лица, обучающиеся в образовательных учреждениях, достигшие 14-летнего возраста, могут приниматься на работу:

  1. для выполнения легкого труда, не нарушающего процесса обучения,
  2. в свободное от учебы время, но
  3. обязательно с согласия одного из родителей (попе­чителя) и органа опеки и попечительства.

Указанный возрастной критерий трудовой правосубъектности свя­зан с тем, что с этого времени человек становится способным к сис­тематическому труду, что и закреплено в законе (ст. 63 ТК РФ).

В ука­занной статье также установлено, что в кинематографии, театральных и концертных организациях, цирках с согласия одного из родителей (опекуна) и разрешения органа опеки и попечительства допускается заключение трудового договора для участия в создании и (или) испол­нении (экспонировании) произведений без ущерба здоровью и нрав­ственному развитию с лицами, не достигшими 14 лет. Трудовой дого­вор в указанном случае от имени работника подписывается родителем (опекуном), но при разрешении органа опеки и попечительства.

Исходя из тех физиологических особенностей организма подро­стка и необходимости их нравственного воспитания, применение труда лиц, не достигших 18-летнего возраста, запрещается:

  • на рабо­тах во вредных и опасных условиях труда;
  • на работах, вы­полнение которых может причинить вред их здоровью и нравствен­ному развитию (игорный бизнес, работа в ночных клубах, барах, ка­баре и др. (ст. 265 ТК РФ).

Следует иметь в виду, что, наряду с возрастом, трудовая право­субъектность характеризуется волевым критерием, который свя­зан с фактической способностью человека к труду. Она рассмат­ривается как физические и психические способности к труду, ко­торые, однако, не могут ограничивать равную для всех трудовую правосубъектность.

Трудовая правосубъектность характеризуется законодательст­вом как равная для всех граждан (физических лиц). Это означает, что граждане свободны в реализации своих прав, и естественные разли­чия между ними, например, пол, возраст, национальность или иму­щественное положение и другие обстоятельства, не должны носить характер дискриминации в сфере труда.

Дискриминация запрещена Конституцией РФ, как и запрещен принудительный труд, что находит отражение в ТК РФ на уровне основных принципов трудового права (ст. 2).

Правовой статус субъекта трудового права – это его правовое положение, определяемое трудовым законодательством. Он состоит из следующих элементов:

  1. трудовой правосубъектности (трудовая праводееспособность и деликтоспособность);
  2. статутные (основные) трудовые права и обязанности;
  3. основные юридические гарантии (общие и специальные) статутных трудовых прав и обязанностей;
  4. предусмотренная законодательством и договором ответственность за нарушение им трудовых обязанностей.

Правовой статус каждого из видов субъектов трудового права по содержанию отличен от статуса других его субъектов.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/trudovie-pravootnosheniya-ponyatie-storoni

Конспект урока по обществознанию

Приведите, пожалуйста, примеры трудовых правоотношений... (смотрите внутри)

Тема урока: «Право на труд. Трудовые правоотношения».

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Вид урока: практическое занятие.

Цель: сформировать представление учащихся о роли труда в жизни человека и о трудовом законодательстве;

— познакомить с понятийным аппаратом по теме;

Задачи урока:

образовательные: усвоить понятия «трудовое право», «трудовые правоотношения». Выявить основные понятия и черты трудовых правоотношений.

развивающие: продолжить формирование навыков логического мышления, уметь раскрывать смысл основных понятий, развивать навыки практической работы с источником (работа с ТК РФ);

воспитательные: способствовать максимальному развитию правовой культуры учащихся – граждан Российской Федерации.

Планируемые результаты урока:Предметные Знать определение трудовых правоотношений; иллюстрировать примерами значимость заключения трудового договора; знать особенности трудовых отношений несовершеннолетних; знать понятия работник, работодатель, принудительный труд.

Метапредметные Познавательные – объяснять особенности труда по Конституции РФ; характеризовать основные виды прав и обязанностей работника и работодателя; объяснять, какие документы необходимы при устройстве на работу.
Регулятивные – составлять план действий; владеть навыками самоконтроля.

Коммуникативные – вступать в диалог и осуществлять взаимодействие с учащимися, учителями; решать учебные проблемы, возникающие в ходе групповой, парной, фронтальной работы
Личностные — формирование правового самосознания; умение приводить примеры трудового правоотношения, выделяя основные права и обязанности субъектов трудового права

Оборудование: компьютер, проектор, презентация по теме урока, раздаточный материал (печатные задания, Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, примерные образцы трудового договора). …

Литература:

Учебник. Обществознание. 9 класс. Под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой, А. И. Матвеева

Поурочные разработки. Обществознание. 9 класс. Л. Н. Боголюбов, Е. И. Жильцова, А. Т. Кинкулькин и др.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг. момент

Здравствуйте, ребята!

(Слайд 1) Сегодняшний наш урок я хочу начать с притчи

Три человека возили в тележках камни.

У одного из них спросили:

— Что ты здесь делаешь?

Остановившись и вытерев пот, он устало ответил:

— Я таскаю камни.

Тот же вопрос задали второму. Он ответил:

— Я зарабатываю деньги. У меня большая семья, и я должен её кормить.

Третий человек, услышав такой же вопрос, ответил:

— Я строю храм!

О чем эта притча? Как вы ее понимаете?

Назовите пословице о труде.

Сегодня на уроке мы будем говорить о трудовых правоотношениях . Вы уже знакомы с некоторой информацией о труде и трудовом праве, и сегодня наверняка узнаете что-то новое

Предполагаемый ответ

-Об отношении человека к труду, к своей работе.

Тема урока «Труд…»

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

Без труда нет плода.

Была бы охота — будет ладиться работа.

Всякая работа мастера хвалит.

Где много слов, там мало дела.

Глаза боятся, а руки

делают

Тема, цели урока.

Тема урока (слайд№4)

«Труд и трудовое право».

Постановка проблемы.

По подсчётам учёных, треть жизни люди проводят на работе.

Сегодня в сложившихся условиях экономического кризиса, нам приходится слышать дома в разговоре родителей, по телевизору, на улице, о сокращении рабочих мест, продолжительности рабочей недели, задержке заработной платы.

Какую роль труд играет в жизни человека?

Сегодня на уроке мы поговорим о труде, трудовом праве, трудовых правоотношениях, правах и обязанностях работника и работодателя. Чтобы решить поставленные задачи, мы ознакомимся с содержанием презентации, затем вы выполните задания непосредственно по статьям Трудового кодекса РФ в группах.

Какие вопросы нужно разобрать. Прочитайте из слайда.

Слушают,

записывают тему урока в тетрадь.

Примерные варианты ответов: средство для поддержания жизненных потребностей человека, способ достижения жизненных благ, карьеры, социального статуса, участие в развитии общества.

Понятие « труд». Роль труда в жизни человека.

Правовое регулирование трудовых отношений:

А) понятие трудового права

Б) источники трудового права

В) работник и работодатель: права и обязанности

Г) трудовой договор

3. Особенности правового положения несовершеннолетних по трудовому законодательству

Изучение

нового материала.

Изучение нового материала.

Трудовые правоотношения, возникающие между работником и работодателем регулирует трудовое право. Что такое трудовое право?

Перечислите источники трудового права

Добавляет:

— Подзаконные акты (указы президента, постановления правительства, пояснительные письма Министерства труда и пр.). Слайды сопровождаются пояснением учителя.

Правильно ребята, а какой документ в этой иерархической лестнице является основополагающим?

А почему?

Ребята, у Вас на столе лежит Конституция РФ. Ваша задача — узнать, что отмечено в Конституции РФ о праве на труд?

Назовите участников труда на предприятии.

Какие отношения между ними складываются? Проверим (слайд№9)

Слушают, работают со словарем, записывают определения.

Читают:

Трудовое право – это отрасль права, нормы которой регулируют трудовые правоотношения, возникающие между работником и работодателем.

Работают с учебником.

– это нормативно-правовые акты, в которых закреплены нормы трудового права РФ.

— Конституция РФ.

— Трудовой кодекс РФ.

— Федеральные Законы РФ

— Конституция РФ.

Потому, что Конституция РФ обладает высшей юридической силой по отношению ко всем остальным нормативно – правовым актам.

Работа с Конституцией РФ

Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Принудительный труд запрещен.

Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры.

Каждый имеет право на отдых.

Работник и работодатель. Между ними складываются трудовые правоотношения.

Трудовой договор.

Основным понятием трудовых правоотношений является «трудовой договор», в котором прописаны основные права и обязанности работника и работодателя и сегодня, заполняя трудовой договор в соответствии с заданиями изучить основные понятия трудового права.

Слайд №9 определение трудовой договор, участники трудовых правоотношений.

Работа с юридическим документом (ТК РФ)

Ребята, посмотрите на слайд, перед вами на парте схема, которую надо дополнить, для этого нужно разделиться на 2 группы.

1 группа – изучает права и обязанности работника;

2 группа — изучает права и обязанности работодателя;

А вы знаете, какой документ является основным документом о трудовой деятельности?

правильно основным документом о трудовой деятельности является трудовая книжка, куда вносятся данные о работе, сведения о поощрениях наградах.

Показывает трудовую книжку.

Многие люди, сталкиваются с нарушениями и в порядке заключения трудового договора и в вопросах оплаты, предоставления отпуска. Очень важно, чтобы вы, приходя на работу, знали и умели защищать свои права. Поэтому сегодня мы более подробно рассмотрим трудовые права несовершеннолетних.

Трудовым кодексом РФ предусмотрен ряд гарантий для несовершеннолетних работников.

ст. 265 ТК РФ ,

ст. 268 ТК РФ поработайте.

Самостоятельно выполняют задания, используя раздаточный материал.

Записывают в тетрадь новые определения урока.

Трудовые правоотношения — это отношения между работником и работодателем, основанные на трудовом договоре и регулируемые нормами трудового права.

Делятся на 2 группы, начинают заполнять схему, после чего идет обсуждение

Проверяют свои работы со слайдом.

Предполагаемые ответы – трудовая книжка, листают

знакомятся.

Анализируют документ Статья 265 ТК РФ. Работы, на которых запрещается применение труда лиц в возрасте до восемнадцати лет.

предполагаемые ответы –

– работы с вредными и (или) опасными условиями труда, подземные работы.

– работы, выполнение которых может причинить вред здоровью и нравственному развитию несовершеннолетних (игорный бизнес, работы в ночных кабаре и клубах, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и иными токсическими препаратами).

– переноска и передвижение тяжестей, превышающих установленные для них предельные нормы.

ст. 268 ТК РФ

Согласно ст. 268 ТК РФ несовершеннолетних работников запрещается:

– направлять в служебные командировки;

–привлекать к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни.

— не могут привлекаться к работам – по совместительству, вахтовым методом

– в религиозных организациях.

Закрепление нового материала

Какие еще слова вам встретились в учебнике? Посмотрите в приложение.

Закрепление изученного материала, предлагаю вам тест.

Знакомятся списком слов, зачитываю.

Тест прилагается.

Обменяться и найти неточности, оценить.

Итог урока. Рефлексия

Что нового мы узнали на уроке? Пригодятся ли вам эти знания на практике? Было ли вам интересно сегодня на уроке? Всем спасибо за работу.

На доске д/з. §39, составить по две задачи о правах несовершеннолетних, используя ТК РФ.

Делают выводы.

Записывают домашнее задание.

Приложение №1

Трудовой договор

работник работодатель

права обязанности права обязанности

Приложение №2

трудового договора

условия

определяемые сторонами определяемые законом

трудового договора и др. нормативными актами

необходимые дополнительные заработная рабочее

плата время

место работы, предоставление правила охраны дисциплина

род работы жилья труда труда

Источник: https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-obschestvoznaniyutrudovie-pravootnosheniya-3445146.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.