Каково второе название конституционного права?

Конституционное право — ответы на вопросы и решение задач

Каково второе название конституционного права?
  Сформулируйте контрольные вопросы и ответы на них по каждому из четырех разделов, изучаемых в весеннем семестре в рамках дисциплины «Конституционное право». По проблематике каждого из перечисленных ниже четырех разделов дисциплины (содержание разделов см. с.

15 – 17) необходимо сформулировать два контрольных вопроса (всего получится восемь). При этом один из них должен предполагать однозначный ответ: да/нет (с указанием ответа). Второй вопрос должен носить проблемный характер и сопровождаться развернутым ответом (не менее трех предложений).

Для каждого ответа должен быть указан источник соответствующей информации (страница учебника, электронный адрес и название сетевого ресурса и т.п.). Разделы программы: 1. Система конституционного права 2. Конституция Российской Федерации 3. Основы конституционного строя Российской Федерации 4.

Конституционный статус личности

Ответ

1. Система конституционного права
Система конституционного права России — это объективно обусловленная система публичного и частного;природного и положительного конституционного права; общей и особенной части конституционного права; национального и международного (европейского) конституционного права; материального и процессуального конституционного права, состоящие из институтов и норм конституционного права и регулируют общественные отношения, являющиеся предметом конституционного права.Да
Вопрос: Разделение системы конституционного права РФ на публичное и частное право. Поскольку система субъектов конституционного права представлена ​​как субъектами публичной власти (народ, государство, территориальные общины), так и субъектами, которые реализуют в конституционно-правовых отношениях преимущественно частные интересы (человек и гражданин, предприятия, организации и учреждения и т.п.), то публичное и частноеправо существуют как составляющие системы конституционного права РФ в виде соответствующих институтов и норм, которые определяютконституционно-правовой статус вышеупомянутых групп субъектов конституционного права РФ.

2. Конституция Российской Федерации

Конституция — это основной государственный документ или нормативно-правовой акт, который имеет высшую юридическую силу и закладывает основу правовой системы общества и определяет государственное устройство, порядок и принципы функционирования представительных, исполнительных и судебных органов власти, избирательную систему, права и обязанности государства, общества и граждан.Да
Вопрос: Можно ли утверждать, что любая конституция является конституцией исключительно государства или общества? Вряд ли можно утверждать, что любая конституция является конституцией исключительно государства или общества. Как показывает практикаподавляющего большинства стран, конституции наряду с закреплением основгосударственного строя, важнейших государственных институтов определяют такжеисходные положения, характеризующие определенный общественный строй, системусобственности, социально-экономические и политические отношения, уровень духовногожизни страны.

3. Основы конституционного строя Российской Федерации

Дано ли определение понятию «конституционный строй» в Конституции РФ? Нет
Вопрос: тождественны ли понятия «конституционный порядок», «общественный порядок» и «государственный строй» В литературе понятие «конституционный порядок» отличают от таких понятий, как «общественный порядок» и «государственный строй», применявшиеся в советском законодательстве и науке государственного права. Конституционный строй — это система общественных отношений, предусмотренных и гарантированных конституцией и законами, принятыми на ее основе и в соответствии с ней. По своей сути, конституционный строй представляет собой определенный тип конституционно-правовых отношений, обусловленный уровнем развития общества и государства.

4. Конституционный статус личности

Объем прав, составляющих единый правовой статус, в значительной степени зависят от того, выступает лицо как человек или как гражданин.Да
Вопрос: Тождественны ли понятия права человека и права гражданина? Права человека и права гражданина тесно связаны, однако не являются тождественными понятиями. Понятие человека предполагает разумную (человеческое) существо, рассматриваемое в биологическом и социальном аспектах. Другим является понятие гражданина, которое отражает определенные политико-правовые характеристики, конечно приобретенные человеком, его юридически определенные особые взаимосвязи с государством. Подобную природу имеет понятие иностранца и некоторые другие, раскрывающие состояние индивида как субъект конституционного права.

Задание 2

Схематично изобразите систему источников конституционного права России, прямо перечисленных в Конституции РФ. Укажите в виде перечня источники, которые не упоминаются в Конституции РФ. Приведите пример источника каждого вида.
Ответ Федеральный закон — Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» Указы Президента РФ — Указ Президента от 23 мая 1996 г.

«О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти». Постановления Правительства РФ — Постановление Правительства РФ от 22 апреля 1994 г. «О концепции государственной политики по отношению к казачеству».

Акты органов местного самоуправления — не являются в чистом виде нормативно-правовыми актами, а являются источниками конституционного права в смысле внешней формы выражения норм Договорымежду Российской Федерацией и субъектом Федерации о разграничении предметов ведения и делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Федерации. Такие договоры заключены, например, с Республиками Татарстан (15 февраля 1994 г.)

Задание 3

Решение задач.
1. Законодательный орган власти субъекта Российской Федерации принялзакон о запрете приобретать земельные участки лицам, не имеющим регистрации по месту жительства в данном субъекте.


Укажите, какие нормы Конституции Российской Федерации нарушены и какие способы восстановления нарушенного права существуют в данной ситуации.

После введения в действие Земельного кодекса РФ не возникает сомнения в полной реализации норм Конституции, устанавливающей равные права и обязанности иностранных и отечественных граждан в области земельных правоотношений.

Из данного конституционного положения можно сделать вывод о том, что иностранные граждане могут пользоваться практически всеми правами, предоставляемыми российским гражданам национальным законодательством, в том числе и правом собственности на землю.

2. В Москве 1 апреля 2015 года родился ребенок. Гражданство какой страны он приобретет, если:

а) отец и мать являются гражданами Эстонии

Источник: https://kursar.ru/konstitucionnoe-pravo-otvety-na-voprosy

Учебное пособие. РАЗДЕЛ «КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО»

Каково второе название конституционного права?

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Краснодарский торгово-экономический колледж»

Краснодарского края

ЧУРИЛОВА Е.В.

Право

Раздел «Конституционное право»

Учебное пособие

Краснодар 2016

Рецензенты:

Кустова Н.П., преподаватель права ГБПОУ КК «КТЭК» КК;

Ивашин Д.И., к.ю.н., доцент Филиала образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права» в г. Краснодаре.

составитель : Чурилова Е.В.: Учебное пособие. Краснодар, 2016. – 38 с.

Данное учебное пособие составлено с учетом требований ФГОС среднего профессионального образования для профессий и всех специальностей социально-экономического профиля профессионального образования Краснодарского торгово-экономического колледжа.

Учебное пособие посвящено рассмотрению одной из ведущих отраслей — Конституционное право, изучаемую в рамках учебной дисциплины «Право».

Данное учебное пособие призвано оказать помощь в систематизации, углублении и обобщении знаний по изучаемой дисциплине как на учебных занятиях, так и при самостоятельной внеаудиторной работе и при подготовке к экзамену, либо зачету.

Рассмотрено и одобрено на заседании ЦМК гуманитарных и социально-экономических дисциплин _________2016 г, протокол №__

Председатель ЦМК И.Г. Дуброва

ГБПОУ КК «КТЭК», 2016

Введение——————————————————————————4

1. Конституция – основной закон государства. Основы

конституционного строя ————————————————————5

Лекция 2. Основы правового статуса человека и гражданина ————14

Лекция 3. Система государственной власти в Российской Федерации.

Судебная власть Российской Федерации ————————————-21

Заключение—————————————————————————34

Приложение 1————————————————————————35

Список литературы—————————————————————-37

Введение

Конституционное право Российской Федерации, как одна из ведущих отраслей, является частью единой правовой системы Российского государства, и одновременно само представляет сложную правовую систему, которую составляют: основы конституционного строя, основы правового статуса человека и гражданина; федеративное устройство Российского государства; система государственной власти. Проблемы создания правового государства тесно взаимосвязаны с уровнем правовой культуры населения, поэтому студенты, получающие среднее профессиональное образование в нашей стране, должны иметь достаточный уровень правовых знаний. Независимо от того, какую профессию приобретает обучающийся, он должен достичь определенного уровня компетентности:

— в сфере гражданско-общественной деятельности и межличностных отношений (поступать в соответствии с нравственными и правовыми нормами);

— в сфере гражданской позиции (защита прав, свобод и законных интересов личности).

Названные компетенции выступают необходимостью гражданской культуры, приобщение к которой является главной задачей правового образования.

Принимая во внимание необходимость формирования у студентов – будущих специалистов высокой правовой культуры, гражданской зрелости и общественной активности, автор учебного пособия в числе основных задач видел задачу обучения студентов, обучающимся по профессиям и специальностям социально-экономического профиля, навыкам анализа законодательства и умение соотносить положения тех или иных нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность определенной отрасли с общеправовыми категориями и институтами, осознание обучающимися в каком направлении движется Российское государство на современном этапе.            

Следует иметь в виду, что правовые нормы могут меняться, дополняться и даже отменяться. Поэтому важно быть в курсе текущей политической и правовой жизни страны: следить за сообщениями о новых законах, изменениях в стране, публикуемыми в средствах массовой информации.

Поэтому право должно выдвигать духовно-нравственные ориентиры и развивать в людях чувство справедливости, стремление к правде, гуманности, устанавливать справедливое соотношение интересов всех и каждого. Вот почему данные вопросы нашли отражение в методическом пособии.

Форма изложение материала доступная, разнообразная (схемы, выдержки из документов). По окончании изложения материала, лекция заканчивается вопросами, задачами для самостоятельного решения и тестовыми заданиями для закрепление данного раздела. В помощь обучающимся, в конце методического пособия имеются приложения, в которых представлены основные термины, используемые в излагаемом материале.

Учебное пособие можно использовать как на уроках, так и для подготовки к зачётам и экзаменам, для развития навыков самостоятельной работы с литературой, умение анализировать материал и делать выводы.

Данное пособие могут использовать обучающиеся и преподаватели других учебных заведений системы НПО и СПО.

  1. КОНСТИТУЦИЯ — ОСНОВНОЙ ЗАКОН ГОСУДАРСТВА, ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ

    1. Предмет конституционного права

Конституционное право — это ведущая отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения между обществом, личностью и государством.

Предмет отрасли конституционного права Российской Федерации – это совокупность наиболее важных, основополагающих общественных отношений, складывающихся в различных сферах жизнедеятельности общества, регулируемых нормами конституционного права, отличающиеся устойчивостью и стабильностью.

      Предмет Конституционного права составляют две основные сферы общественных отношений:

• отношения между человеком и государством в РФ (права и свободы человека);
• властеотношения (организация государства и государственной власти в РФ).

      Предмет регулирования конституционного права РФ не исчерпывается указанными группами отношений.

Поскольку права и свободы человека тесно связаны с общественным порядком — формами собственности, экономической, политической, социальной системами, данные отношения также входят в предмет регулирования конституционного права России. Специфика в том, что конституционное право регулирует основополагающие принципы данных отношений. Метод КП — императивный.

Предмет конституционного права РФ

(Схема 1)

Общественные отноше- ния, определяющие правовое положение человека и гражданина

Общественные отно -шения, определяющие основы организации общества и государства

Общественные отно -шения, складывающи- еся между Федерацией и ее субъектами

Общественные отноше- ния в сфере местного самоуправления

Общественные отношения, складывающиеся в процессе управления обществом и государством

(Схема 2)

Особенности предмета конституционного права

Общественные отношения, составляющие предмет конституционного права России, складывающиеся во всех сфера жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной, духовной и т.д.

Конституционным правом регулируется не вся совокупность отношений, а только их определенный слой – базовые, основные отношения в этих сферах.

Общественные отношения образуют такую систему, в которой прослеживаются формы и механизм осуществления принадлежащему российскому народу власти.

Регулируемые отношения должны обеспечивать целостность общества, его единую организационную структуру.

Это объективно существующие общественные отношения политического характера.

Отношения возникают между специфическими субъектами (народами, большими социальными группами людей, нациями, государством, высшими органами государственной власти и т.д.)

Эти отношения имеют специфические объекты (власть, суверенитет, целостность государства, права и свободы человека и т.д.)

Отношения, отличающиеся стабильностью и устойчивостью.

Эти отношения, возникающие между субъектами, реально обладающими политической властью.

    1. Конституция, ее принципы и функции. Классификация конституций.

Конституция — Основной закон государства, выражающий волю и интересы народа в целом или отдельных социальных слоев (групп) общества и закрепляющий в их интересах важнейшие начала общественного строя и организации государства соответствующей страны.

По своей форме конституция — юридический документ, который принимается:

  • парламентом;

  • специальной конституционной ассамблеей;

  • народом на референдуме.

     Иногда конституция даруется монархом. Конституция имеет высшую юридическую силу и является основой всего законодательства страны.

(Схема 3)

Принципы конституции РФ

Народный суверенитет

Разнообразие и равенство форм собственности, экономический плюрализм

Свобода личности и приоритет общечеловеческих ценностей

Государственный суверенитет и территориальная целостность России

Право народов на самоопределение, их свобода и равноправие

Мирное сосуществование и сотрудничество с другими странами

(Схема 4)

Учредительная

Организаторская

Внешнеполитическая

Идеологическая

Юридическая

Экономическая

Политическая

Ограничительная

Стабилизационная

Согласительная

Воспитательная

Информационная

Конституции классифицируются по наиболее важным основаниям:

  • по форме;

  • по способу изменения, внесения поправок и дополнений;

 • по степени соответствия или несоответствия существующим общественным отношениям.

По форме конституции классифицируются:

• написанные (кодифицированные) — это конституции, составленные и принятые в виде единого документа (большинство действующих конституций в мире);

• неписаные (не кодифицированные) — конституции, которые состоят из нескольких разных законов, содержащих конституционные нормы (а также правовых обычаев и судебных прецедентов). Неписаные (не кодифицированные) конституции действуют:

    • в Великобритании (множество парламентских актов, принятых в разные века, их судебное толкование);

    • Швеции (4 конституционных закона);

    • Израиле (10 «Основных государственных законов»).

      По способу изменения, внесения поправок и дополнений выделяются:

Конституции, которые принимаются и изменяются, как обычные законы, в результате чего в конституцию легко вносить поправки, она постоянно меняется.

Примеры:

• Конституция РСФСР 1978г. (в 1989-1993 гг.) — внесено более 300 поправок;

• Конституция Индии 1950г. — поправки вносятся регулярно по сей день;

Жесткие конституции, которые предусматривают очень сложный порядок изменения и внесения поправок, влекущий фактическую невозможность изменять конституцию.

Примеры:

• Конституция США 1787г. — за 217 лет внесено только 27 поправок;

• Конституция РФ 1993 г. — за 11 лет ее действия не внесено ни единой поправки (кроме изменения наименования некоторых субъектов РФ, которые вносятся указом Президента РФ).

По степени соответствия или несоответствия существующим общественным отношениям выделяются:

• реальные конституции, адекватно отражающие существующие общественные отношения (обычно конституции демократических государств);

• фиктивные конституции, не отражающие существующих общественных отношений и зачастую являющиеся документом, который в реальной жизни не соблюдается (как правило, конституции авторитарных и тоталитарных государств, например «сталинская» Конституция 1936 г., которая провозглашалась самой демократической в мире, и др.).

Источник: https://infourok.ru/uchebnoe-posobie-razdel-konstitucionnoe-pravo-1437112.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.