+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Может ли прокурор возбуждать уголовное дело?

Содержание

Уголовное дело не возбуждают: что делать?

Может ли прокурор возбуждать уголовное дело?

Помните: чем больше у правоохранительных органов первоначальной информации от пострадавшего, тем меньше риск отказа в возбуждении уголовного дела.

Зазулин Анатолий Игоревич
Ведущий юрист

Достаточно часто в юридической практике встречаются случаи, когда при всей очевидности факта совершения какого-либо преступления правоохранительные органы не торопятся возбуждать уголовное дело.

Особенно сильна данная тенденция при полицейской проверке заявлений о преступлениях, не касающихся жизни и здоровья граждан, – таких, как, например, мошенничество, вымогательство, интернет-хищения и т.п.

В каждом подобном случае пострадавшим приходиться потратить время и силы на то, чтобы убедить правоохранителей в том, что их действительно обманули, а имущество – похитили.

Причина возникновения подобных ситуаций кроется в специфике отечественного уголовного процесса: любое нераскрытое уголовное дело негативно отражается на статистике следствия, в связи с чем еще на стадии проверки заявления о преступлении оно пытается заранее отсеять «бесперспективные» дела. Как говорится, нет дела – нет проблем.

Между тем, законодательством предусмотрен ряд механизмов (не всегда очевидных), позволяющих преодолеть подобное сопротивление. Однако прежде чем к ним перейти, необходимо немного поговорить о том, каким образом проводится проверка заявления о преступлении.

Проверка сообщений о преступлении: общий порядок

Уголовно-процессуальный кодекс РФ посвящает стадии проверки сообщения о преступлении катастрофически мало текста – всего несколько статей (ст.ст. 140-145 УПК РФ). Большая часть регулирования осуществляется подзаконными инструкциями и приказами МВД, Прокуратуры и Следственного комитета.

Отсюда произрастает самое распространенное заблуждение в том, что проверкой поступившего заявления о преступлении занимается следователь. Действительно, сообщения об особо опасных преступлениях отправляются в разработку напрямую к следователю.

В то же время большинство обращений граждан и организаций направляется для проверки в оперативно-розыскной отдел, обслуживающий район предполагаемого места происшествия.

Оперативный сотрудник (участковый или оперативник специального отдела) проводит проверку указанных в заявлении фактов, осуществляя оперативные мероприятия: опрос лиц, осмотр места происшествия и т.п.

По истечении установленного законом срока на проверку (3 дня как общее правило либо 10 дней для более сложных случаев), оперативный сотрудник представляет собранные им данные вместе с первоначальным заявлением пострадавшего (материал проверки) следователю.

Последний, изучив собранные материалы, принимает решение: либо возбудить уголовное дело, либо отправить его обратно оперативнику на доработку или попросту потому, что не видит состава преступления.

Во втором случае именно оперативник выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, хотя фактически данный вопрос решается следствием. В связи с этим, обжалуя подобный отказ, необходимо понимать, что, по сути, решение было принято не самовольно оперативным сотрудником (который лишь проводит проверочные мероприятия), а стоящим над ним следствием.

Далее отказ в возбуждении уголовного дела направляется оперативным сотрудником в прокуратуру для проверки на обоснованность.

Если следствием были выявлены недостатки в проведенной работе оперативника и материал был возвращен ему на доработку, однако сроки на проведение проверки истекли, то он также ходатайствует перед прокуратурой об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела и просит возвратить ему материал на доработку, продлив срок проведения проверки. Если же следствие не установило наличия в установленных фактах состава преступления, то такое ходатайство не составляется.

Прокурор вправе отменить постановление об отказе в возбуждении уголовного дела или признать его законным. В большинстве случаев прокуратура отменяет такие постановления, если они были вынесены в первый раз по отдельному материалу проверки.

Зачастую материал начинает «вечное хождение» между оперативным сотрудником, следствием и прокуратурой, которые только выносят постоянно отменяемые постановления.

Как не допустить подобного замкнутого бюрократического круга? И если он уже есть, как разорвать его?

Суд или прокурор?

Статья 123 УПК РФ предлагает обжаловать постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в суд или прокурору. Какой из этих двух способов будет более действенным? Логика подсказывает, что судебный порядок является более эффективным при обжаловании решений правоохранителей.

Но необходимо помнить, что суд не может предрешать вопросы виновности или невиновности лица, а также констатировать наличие или отсутствие каких-либо обстоятельств на стадии предварительного расследования (Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 19.12.2007 №482п07пр).

То есть при проверке постановления суд не имеет правомочий судить о его содержании и не соглашаться с выводами, указанными в нем, – он обязан проверить только, был ли надлежащим образом соблюден процессуальный порядок его вынесения.

В связи с этим надежды на то, что суд отменит постановление и обяжет органы возбудить уголовное дело, беспочвенны.

В данном аспекте более эффективным будет являться обращение в прокуратуру с соответствующей жалобой. В жалобе необходимо указать:

  • какое постановление обжалуется. В качестве идентификатора постановления используется номер КУСП (книги учета сообщений о происшествиях), который указывается в талоне при приеме сообщения о преступлении;
  • с какими выводами, изложенными в постановлении, не согласен заявитель;
  • какие еще проверочные мероприятия необходимо, по мнению заявителя, провести для того, чтобы не возникло сомнений в факте совершенного преступления. Не бойтесь предложить подробный план работы по проверке заявления – он может быть в дальнейшем использован прокуратурой при даче указаний правоохранительным органам.

Если у пострадавшего возникли подозрения в обусловленности отказа в возбуждении уголовного дела коррупционной составляющей или личной заинтересованностью проверяющего должностного лица, то подобные сомнения в беспристрастности также нужно отразить в тексте жалобы.

В таком случае, кроме отмены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, указывается требование о поручении проведения проверки сообщения о преступлении другому должностному лицу.

Этот принцип справедлив и в том случае, если заявитель считает, что оперативный сотрудник не обладает достаточной квалификацией для обнаружения признаков преступления: например, при проверке компьютерных преступлений.

Тогда от прокурора можно потребовать поручить проверку сообщения специализированному оперативному отделу (возвращаясь к примеру – отделы «К» при региональных управлениях МВД занимаются оперативной разработкой компьютерных преступлений).

К жалобе также можно приложить дополнительные документы, которые доказывают наличие преступления и причиненного вреда. Жалоба подается в районную прокуратуру по месту происшествия (ее наименование обычно указывается также в самом постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела).

Привлекаем внимание

Отмена очередного постановления об отказе в возбуждении уголовного дела не поможет прекратить бесконечный обмен материалом проверки между правоохранительными органами. Нужно не только добиться отмены, но и привлечь внимание к проблеме.

В этом направлении может помочь запись на личный прием к прокурору, где можно обратить более пристальное внимание надзорного органа на сложившуюся проблему. Также будет полезным записаться и изложить факты на приеме у начальства Управления МВД по городу или области:

  • Порядок записи и даты приемных дней публикуются на сайтах соответствующих прокуратур и органов МВД или предоставляются по справочным телефонам.
  • Явиться на прием необходимо с уже подготовленным письменным обращением: так будет легче обстоятельно рассказать о проблеме, а на сданный письменный экземпляр чиновнику будет легче ответить качественно и по делу.
  • Если существуют еще пострадавшие от аналогичных действий, необходимо постараться объединиться, записавшись и явившись на прием вместе (либо делегацией, если пострадавших больше пяти, – как, например, при мошенничествах в сфере строительства).

Порядок подачи и рассмотрения таких обращений регулируется Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан». Согласно ст. 12 указанного закона, должностное лицо, которому подано обращение, обязано ответить на него в течение 30 дней.

Подобный подход позволит привлечь внимание начальствующего состава к бездействию сотрудников правоохранительных органов и увеличит эффективность проводимых проверочных мероприятий вплоть до возбуждения уголовного дела: ведь правоохранители будут знать, что любое необоснованное желание «спустить все на тормозах» будет обнаружено и доведено до непосредственного руководства и далее.

Важно: при обжаловании действий правоохранительных органов или подаче письменных обращений стоит учитывать принцип иерархии рассмотрения обращений. Это означает, что вышестоящее должностное лицо не обязано ответить по существу обращения или жалобы, если до этого они не были рассмотрены нижестоящими инстанциями.

Так, например, обращения в центральные аппараты Следственного комитета или МВД, а также к Генеральному Прокурору останутся без ответа по существу, если до этого заявитель не обращался к руководителям данных государственных структур на региональном уровне.

В таком случае обращение просто «спустят» в соответствующий региональный орган, что только продлит сроки его рассмотрения по существу.

Если прокурор отменил возбуждение уголовного дела

Более редкими являются случаи отмены вынесенного следователем постановления о возбуждении уголовного дела прокурором. Согласно ч. 4 ст.

146 УПК РФ, копия постановления о возбуждении уголовного дела направляется прокурору, который в течение суток после получения акта может его отменить.

Обычно прокурор отменяет постановление о возбуждении уголовного дела в связи с нарушением процессуального порядка вынесения постановления либо специальным статусом лица, в отношении которого возбуждено уголовное дело (например, депутатский, адвокатский, судейский статус).

Между тем, конкретного перечня оснований отмены прокурором постановления о возбуждении уголовного дела УПК РФ не содержит, в связи с чем бывают случаи необоснованной отмены возбужденного дела.

Как и в ситуации с постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела, перед пострадавшим возникает дилемма ст. 125 УПК РФ: обжаловать отмену прокурора в суд или же вышестоящему прокурору.

К сожалению, необходимо помнить, что в данном случае обращение в суд невозможно, так как в соответствии с п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 «О практике рассмотрения жалоб в порядке ст.

125 УПК РФ», не подлежат обжалованию в суд решения прокурора, принятые им на стадии досудебного производства по делу. При подаче подобной жалобы суд возвратит ее, не принимая к производству.

Таким образом, единственным законным способом обжалования подобного решения прокуратуры является подача жалобы в порядке подчиненности: если постановление было вынесено заместителем прокурора – прокурору, если прокурором – вышестоящему прокурору.

В жалобе на постановление прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела необходимо:

  • указать на обстоятельства, в соответствии с которыми принятое прокурором решение является необоснованным и незаконным;
  • отметить, что оснований для отмены возбуждения уголовного дела не имеется, а все вопросы могут быть решены уже в рамках расследования уголовного дела;
  • подчеркнуть, что принятое решение нарушает права пострадавшего, в том числе право на доступ к правосудию (ст. 46 Конституции РФ) и право на уголовно-процессуальную защиту лица, пострадавшего от преступления (ст. 6 УПК РФ).

Столкнувшись с отказом в возбуждении уголовного дела необходимо действовать и упорно защищать свои права как пострадавшего от преступления. Всецело полагаясь на возможности полиции и следователей, помните: чем больше у правоохранительных органов первоначальной информации от пострадавшего, тем меньше риск отказа в возбуждении уголовного дела.

Поэтому вместе с заявлением о преступлении в полицию могут быть сданы дополнительные материалы (таблицы предполагаемых подозреваемых с контактными телефонами, данные личных средств аудио- и видеофиксации и т.п.).

Указанные материалы можно предоставлять и на стадии обжалования постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела в качестве дополнительного аргумента необходимости возбуждения дела.

Как уже было указано ранее, в ходе обжалования незаконного отказа в возбуждении уголовного дела обращение к вышестоящим должностным лицам и прокурору является более эффективным способом отмены такого решения, чем судебная жалоба. При этом необходимо использовать все возможности привлечения внимания к преступлению, дабы не допустить «бюрократического круговорота» постоянных отказов возбуждении уголовного дела и их отмен.

Источник: статья Анатолия Зазулина, ИНТЕЛЛЕКТ-С, в газете «Наше право» (март 2019)

Статьи экспертов Группы правовых компаний ИНТЕЛЛЕКТ-С >>

полицейские проверки, уголовное право, экономические преступления

Источник: https://www.intellectpro.ru/press/works/ugolovnoe_delo_ne_vozbuzhdayut_chto_delat/

Может ли прокурор возбуждать уголовные дела?

Может ли прокурор возбуждать уголовное дело?

В уголовном производстве присутствуют несколько представителей власти, которые имеют право представлять обвинительную сторону процесса.

Одним из таких представителей является прокурор, на которого возлагается определенная ответственность за проведением судебного процесса.

Чтобы понять функции прокурора в уголовном судопроизводстве и его роль в процессе, необходимо знать некоторые особенности.

Кто такой прокурор?

Определение прокурора установлено в законе «О прокуратуре РФ» от 17.01.1992 № 2202-1 ФЗ, в нем прописаны также полномочия, обязанности уполномоченного лица, структура прокуратуры и условия службы должностного лица.

Прокурор является должностным лицом, который уполномочен осуществлять преследование виновного в ходе судопроизводства, надзор за процессами дознания над обвиняемыми и органов предварительного следствия.

Пока прокурор не предъявит обвинение подсудимому предполагается презумпция невиновности. Служба в прокуратуре является государственной.

Существует несколько подразделений прокуратуры:

  • Генеральная прокуратура РФ;
  • Прокуратуры других городов и регионов Российской Федерации;
  • подразделения Прокуратуры военного назначения;
  • организации науки и образования;
  • редакции печатной продукции;
  • Прокуратуры субъектов Российской Федерации.

Основные функции юриста

Генеральный прокурор исполняет несколько основных функций в ходе своей службы:

  1. регламентирует численность штата и структуру подразделений прокуратуры;
  2. издает указания и приказы, регулирующие деятельность сотрудников Прокуратуры;
  3. назначает и освобождает ректоров и проректоров от должностей, которые ведут деятельность в организациях специального назначения;
  4. на прокурора возлагается ответственность за соответствующее исполнение всех задач, что возложены на сотрудников.

Свою профессиональную карьеру чаще всего юрист начинает с помощника прокурора, и в результате достойной службы может претендовать на более высокое звание. Существуют также специальные подразделения прокуратуры по областям природной охраны, защиты экологии.

СПРАВКА!На территории страны не могут действовать органы прокуратуры, не входящие в ее единую систему.

Имеет ли полномочия прокурор возбуждать уголовные дела?

В некоторых случаях прокурор имеет право на возбуждение уголовного дела, но для данного права должны быть предоставлены суду веские основания для возбуждения уголовного преследования. При таких обстоятельствах гражданское дело может приобрести статус уголовного, если у прокурора будут доказательства содеянного преступления.

Участие прокурора в досудебном производстве

Прокуратура контролирует весь процесс преследования и дознания в ходе досудебного разбирательства. Прокурор имеет право осуществлять надзор за законностью деятельности органов полиции и дознания и контролировать правомерность их действий.

Также при определенной необходимости служащий может вмешаться в ход расследования в любой момент и на любой стадии следствия.

Если выявляется промедление досудебного производства, которое становится причиной жертв или иных негативных последствий, то прокурор имеет право назначить проверку деятельности правоохранительных органов.

Для получения документов по уголовному расследованию, прокурору необходимо направить письменный запрос следователям.

Каковы полномочия прокурора в ходе досудебного производства по уголовному делу?

Согласно статье 37 УПК РФ при расследовании уголовного дела прокурор имеет следующие права:

  • делать перерыв в расследовании при наличии веских причин;
  • прекращать расследование, предоставив серьезные основания;
  • прокурор имеет право давать указания при возврате уголовных дел при необходимости в дополнительных мероприятиях расследования;
  • утверждать акты обвинения или заключения;
  • отправлять уголовные дела в суды для дальнейших разбирательств;
  • контроль получения копий актов обвинения подсудимым;
  • ставить подпись на различных документах процессуального характера;
  • осуществлять продление предварительного расследования;
  • при нарушениях или ошибках должностными лицами, прокурор имеет право освободить их от обязанностей;
  • при наличии серьезных оснований прокурор имеет право сменить следователя, передав дело ему;
  • принятие или отвержение самоотводов от должностных лиц;
  • принимать решения о вопросах отводов органов правопорядка;
  • одобрение возбуждение дел уголовного назначения следствием или процедурой дознания;
  • осуществлять контроль соблюдения пунктов законодательства при деятельности органов правопорядка.

ВАЖНО!Уполномоченный сотрудник не имеет право прекращать преследование, только утверждать постановление о прекращении.

Каковы полномочия прокурора в ходе судебного производства по уголовному делу?

В уголовном процессе прокурор имеет право давать поручения работникам следствия и дознания. Данные поручения обязательны к исполнению, даже если в конце процесса установится, что они были незаконными.

За незаконность поручений несет ответственность служащий, который дал данные указания. При рассмотрении дел, касающихся частного обвинения, прокурор участвует в процессе судебного разбирательства.

Участие служащего осуществляется на двух стадиях уголовного процесса:

  1. процесс уголовного следствия;
  2. прения сторон защиты и обвинения.

В конце судебного процесса, если сторона обвинения не удовлетворена вынесенным приговором, то прокурор может подать апелляцию, если на то есть серьезные основания.

Полномочия прокурора при судебном разбирательстве:

  • представляет сторону обвинения, доказывая вину обвиняемого;
  • озвучивает обвинительный акт;
  • осуществляет допрос свидетелей в процессе обвинения;
  • задает вопросы для уточнения деталей судебного процесса участникам следствия;
  • предоставляет суду и стороне защиты доказательства обвинения подсудимого;
  • заявляет ходатайства об экспертизах, проведении запросов для следствия, приобщении определенных документов;
  • в ходе прений сторон озвучивает обвинение и заслуженное наказание для подсудимого;

Прокурор обязан являться на судебное заседание, если сотрудник отсутствует по веским причинам, то заседание должно быть отложено на необходимый срок. Уведомление о назначенном месте и времени проведения судебного процесса направляется лично в руки, повестка должна быть подписана.

Если в зал суда не является потерпевший при наличии веских причин, включая нахождение в клинике, должностное лицо обязано запросить ходатайство о переносе дела на иной срок, удовлетворяющий возможности появления потерпевшего.

В ходе судебного разбирательства возможна смена уполномоченных с оформлением заявлений на отвод.

Смена обвинительной стороны может быть принята решением одной из сторон, также судьей, если есть подозрение, что обвиняемая сторона заинтересована в определенном исходе процесса.

Обжалование путем апелляции невозможно при двух случаях:

  1. при вынесении оправдательного приговора;
  2. приговор, который не предусматривает наказания.

Обжалование прокуратурой на практике были редкостью в 2019 году, поскольку суд назначал такое же наказание, если обвинение было доказано. Существовали лишь незначительные смягчения наказания.

ВАЖНО! Обвинительная сторона обязана присутствовать на вынесении приговора. Отсутствие считается нарушением законодательства.

Какими полномочиями обладает прокурор в уголовном процессе?

Различные стадии уголовного процесса включают в себя определенные полномочия, которым обладает должностное лицо в ходе судебного разбирательства:

  • контролирование соблюдений правовых интересов и защиты потерпевшей стороны;
  • контроль за исполнением полномочий определенных органов;
  • соблюдение всех сроков рассмотрения расследования;
  • контроль за проведением всех следственных действий;
  • координирование действий органов правопорядка и дознания;
  • охрана конституционных прав участников;
  • контролирование соблюдений всех статей и пунктов законодательства;
  • раскрытие незаконных действий.

ВАЖНО!Все функции должностного лица прописаны в законодательстве и указываются в должностной инструкции.

Какие органы и должностные лица имеют право на возбуждение уголовного дела?

На основании п. 1. статьи 146 УПК РФ возбуждение уголовного дела осуществляется правоохранительными органами, если они уполномочены на осуществление таких функций.

Также данное право имеют следователь, дознаватель, правоохранительные органы и орган дознания.

Для начала уголовного дела требуется постановление, в котором указываются:

  1. дата, время и место;
  2. данные того, кем вынесено обвинение;
  3. основание и повод для возбуждения уголовного дела, при наличии веских причин;
  4. пункты и статьи уголовного кодекса, на которые опирается обвинение.

После оформления постановления документ направляется в прокуратуру для утверждения.

Сотрудник также имеет право на возбуждение судебного производства с соблюдением всех правил оформление постановления, копия постановления также направляется в прокуратуру для дальнейшего следствия.

Если в постановлении имеются недочеты, прокуратура имеет право вернуть материалы для разъяснения определенных моментов.

Прокурор – обязательная фигура для проведения уголовного процесса, чтобы судебное разбирательство проходило по всем нормам и правилам.

Без присутствия прокурора обвиняемый может уйти от наказания, а интересы стороны потерпевшего могут быть ущемлены.

На служителе закона лежит ответственность за законность действий многих участников судебного процесса, фактически, без данного сотрудника проведение заседания невозможно.

Источник: https://vzapase.expert/sluzhba/mozhet-li-prokuror-vozbuzhdat-ugolovnye-dela

Уполномоченные лица: кто может возбудить уголовное дело?

Может ли прокурор возбуждать уголовное дело?

Совершение противоправного деяния приводит к наступлению уголовной ответственности для виновного гражданина.

Назначение наказания становится возможным после рассмотрения судом представленных материалов. Законом определяется, кто может возбудить уголовное дело при наличии оснований.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – звоните по телефонам бесплатной консультации:

Как узнать, заведено ли уголовное дело? Читайте об этом здесь.

Формы уголовного преследования

Выделяют три формы уголовного преследования:

  1. Публичный порядок. Данная форма уголовного преследования подразумевает возбуждение дела уполномоченными органами без получения согласия со стороны потерпевшего. Примирение сторон при данной форме уголовного преследования не является поводом для прекращения производства по делу о правонарушении.
  2. Частно-публичный порядок. Дело возбуждается исключительно на основании жалобы самого пострадавшего. Если по объективным причинам пострадавшее лицо не может самостоятельно подать жалобу, это за него может сделать законный представитель.

    Примирение сторон, также, не является основанием для прекращения дела.

  3. Частный порядок. Дела подобного рода принимаются к рассмотрению уполномоченными органами на основании заявления (жалобы) потерпевшей стороны. Примирение сторон является основанием для прекращения дела.

Частное, частно-публичное уголовное преследование начинается с подачи пострадавшей стороной заявления в отношении конкретного лица, либо лица, указанного в статье 447 УПК РФ.

Для определения подследственности дело направляется прокурору для ознакомления. Об этом делается соответствующая отметка. При наличии оснований должностные лица, обладающие необходимой компетенцией, возбуждают дело.

Данный факт подтверждается постановлением.

В документе указываются сведения о месте и времени вынесения решения, о выявленных основаниях.

Также, указывается наименование организации и данные должностного лица, вынесшего решение.

Копия постановления направляется прокурору для ознакомления. Прокурор после изучения представленных материалов дела может прийти к заключению о необоснованности предъявляемых виновному лицу обвинений, либо о незаконности действий уполномоченных лиц.

В этом случае по закону он имеет возможность в течение суток после получения материалов дела вынести решение об отмене полученного постановления.

Отмена документа происходит на основании мотивированного постановления самого прокурора.

Копия данного документа передается лицу, возбудившему дело. Уполномоченное лицо после получения отказа прокурора в возбуждении уголовного дела уведомляет об этом заявителя (пострадавшую сторону), обвиняемого.

Если гражданин подает исковое заявление в мировой суд, не обладая необходимыми сведениями о виновнике происшествия, судья не принимает документ.

В этом случае дело передается судьей на рассмотрение следственных органов, органов дознания.

Об основаниях и порядке возбуждения уголовного дела читайте тут.

Уполномоченные лица

Ст. 146 УПК определяет, что возбуждать уголовные дела в пределах своей компетенции и при наличии оснований могут следующие уполномоченные лица и организации:

  1. Органы дознания — органы внутренних дел РФ (отделы, отделения, пункты); иные органы исполнительной власти, имеющие право осуществлять оперативно-розыскную деятельность; органы службы судебных приставов; начальники органов военной полиции; командиры воинских частей, соединений; начальники военных учреждений, гарнизонов; органы государственного пожарного надзора.
  2. Дознаватели — должностные лица органов дознания, уполномоченные на осуществление следственных действий, проведение расследований по уголовному делу. Именно дознаватели, как представители органов дознания, обладают достаточными полномочиями и компетенцией для возбуждения уголовных дел.

    Остальные сотрудники органов дознания, не относящиеся к категории дознавателей, подобными правами не обладают.

  3. Руководители следственного органа — должностные лица, возглавляющие следственное подразделение (либо их заместители).
  4. Следователи — должностные лица, отвечающие за проведение предварительного следствия по совершенным правонарушениям уголовного характера.

Когда противоправные действия совершаются в местах, в которые по объективным причинам у правоохранительных органов отсутствует доступ, неотложные следственные мероприятия и возбуждение дела возлагается на следующих лиц:

  • капитанов судов;
  • руководителей экспедиций;
  • начальников антарктических станций;
  • начальников сезонных баз;
  • глав дипломатических представительств;
  • глав консульских учреждений.

Вышеперечисленные уполномоченные лица имеют право на возбуждение уголовного дела только в случае совершения преступления правонарушителями по месту пребывания этих уполномоченных лиц и при отсутствии поблизости органов дознания (на судне, в экспедиции, на станции, на полевой базе, в дипломатическом представительстве или консульском учреждении).

Может ли следователь закрыть дело до суда? Ответ узнайте прямо сейчас.

Кто может возбудить дело?

Чаще всего возникают вопросы о наличии права возбуждать уголовные дела у следующих уполномоченных лиц:

  • прокурора;
  • судьи;
  • участкового.

Прокурор наделен полномочиями осуществления надзора за соблюдением законности.

Именно прокурору передаются на рассмотрение уголовные дела для определения подследственности.

Он имеет право признать законным и обоснованным постановление органов дознания о возбуждении уголовного дела, либо опротестовать данное постановление.

То есть, прокурор самостоятельно не возбуждает уголовное дело, но дает согласие на право дознавательного органа возбудить это дело при наличии оснований.

Судья (суд) имеет право возбудить уголовные дела в определенных случаях. Эти случаи строго регламентируются законом:

  1. Дела частного обвинения (ст. 115, 116, ч. 1 ст. 128.1 УК). Судья при рассмотрении дел частного обвинения изучает жалобу, поданную пострадавшим лицом в отношении правонарушителя. По закону судья должен до возбуждения дела принять меры, направленные на примирение пострадавшего и виновного лица.
  2. Дела, возбужденные во время судебного заседания при установлении факта совершения подсудимым другого преступления, по которому обвинение ему не было предъявлено (ст. 255 УПК).
  3. Дела, возбужденные во время судебного заседания при установлении обстоятельств, указывающих на совершение правонарушения лицом, не привлеченным к уголовной ответственности (ст. 256 УПК).

Участковый относится к органу дознания с точки зрения его принадлежности к территориальному отделу министерства внутренних дел.

Но сам участковый не является непосредственным дознавателем, следователем.

Соответственно, он имеет право на возбуждение уголовного дела как уполномоченное лицо от внутренних органов, но не обладает правом проведения предварительных следственных мероприятий по делу.

После возбуждения дела участковый должен передать его для дальнейшего изучения в соответствующий орган расследования.

Кто не может?

Возбуждать уголовные дела не могут следующие уполномоченные лица, задействованные в уголовном производстве:

  1. дежурный по отделу, принимающий жалобы от граждан;
  2. оперуполномоченный, осуществляющий оперативно-розыскные мероприятия;
  3. частный обвинитель (физическое или юридическое лицо, в отношении которого было совершено противоправное деяние);
  4. адвокат потерпевшей стороны;
  5. судья в случаях, когда он не наделен полномочиями для возбуждения уголовного дела по рассматриваемому правонарушению.

Данные категории лиц принимают непосредственное участие в процедуре расследования уголовного правонарушения, определения меры пресечения, но не имеют возможности возбудить уголовное дело.

Таким образом, законом устанавливается строго регламентированный круг лиц, имеющих право на возбуждение уголовного дела в отношении правонарушителя при наличии оснований.

Остальные участники производства по уголовному делу имеют право только на выполнение определенных функций в рамках их компетенции до возбуждения дела, либо после.

Когда применяется особый порядок рассмотрения уголовного дела в суде? Узнайте об этом из нашей статьи.

На основании чего может быть возбуждено уголовное дело? Узнайте из видео:

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:
Это быстро и бесплатно!

Источник: https://ugkod.com/nakazanie/kto-mozhet-vozbudit-ugolovnoe-delo.html

Участие прокурора в уголовном процессе

Может ли прокурор возбуждать уголовное дело?

Состязательность сторон – главный принцип уголовного судопроизводства. В связи с тем, что большая часть уголовных дел является делами публичного характера, обвинение в них осуществляется государственными представителями.

Уголовные дела возбуждаются в следствии, расследования проводятся в дознании, утверждаются дела прокуратурой, только после этого поступают в суд. По УПК РФ государственное обвинение представляет прокурор.

Прокурор в уголовном процессе доказывает виновность подсудимого, который по умолчанию признается невиновным до тех пор, пока не будет доказано иное. Этот статус называется презумпцией невиновности.

В чем заключаются основные полномочия прокурора, и в чем заключается его процессуальная роль, расскажем далее.

Прокуратура в действующих лицах

Прокурор в уголовном судопроизводстве – это должностное лицо, которое в силу установленной УПК РФ компетенцией, осуществляет в стране уголовное преследование от имени государства, а также проводит надзорную деятельность за соблюдением законодательства сотрудниками дознания и следствия.

Это определение содержится в специальном ФЗ «О прокуратуре РФ» № 2202-1, в котором кроме того прописаны основные задачи деятельности прокурора, условия его службы и структура государственной прокуратуры страны.

Прокурор – это ключевая фигура в уголовном процессе. Он задействован на всех стадиях расследования преступления, за ним всегда остается последнее слово во всех вопросах, кроме вынесения приговора. Этим занимается исключительно судья.

Структура Прокуратуры выглядит следующим образом:

  • Генеральная Прокуратура России;
  • Прокуратуры субъектов РФ;
  • Военные и иные специализированные Прокуратуры;
  • Научные и образовательные организации;
  • Редакции печатных изданий;
  • Прокуратуры городов и районов.

Органы Прокуратуры, не входящие в единую систему Прокуратуры страны, не могут действовать на ее территории.

Генеральный Прокурор страны исполняет следующие функции:

  • Издание обязательных для исполнения инструкций, распоряжений и указов, регулирующих деятельность работников Прокуратуры;
  • Устанавливает штатную численность и структуру отделений Прокуратуры;
  • Назначает на должности и освобождает от них ректоров и проректоров организаций науки и образования Прокуратуры;
  • Несет ответственность за исполнение тех задач, которые возложены на сотрудников Прокуратуры.

Внутри отдельной городской или областной Прокуратуры также действует своя иерархия, во главе которой стоят начальники Прокуратуры.

Главный прокурор, прокурор, старший помощник прокурора или младший помощник прокурора – все эти звания приобретаются сотрудниками в процессе опыта их работы. Они имеют погоны, по которым легко можно определить их действующее звание.

Работники прокуратуры обязаны носить служебную форму. Их светло-голубые рубашки, темно-синие брюки, юбки и пиджаки легко узнаваемы.

Работать в Прокуратуре — это значит состоять на государственной службе. К кандидатам на службу предъявляются серьезные требования: высшее юридическое образование, отсутствие судимостей у них самих и их родственников.

Для утверждения на должность необходимо пройти аттестацию в комиссии, созданной областной прокуратурой.

Полномочия прокурора по стадиям уголовного процесса

Круг полномочий и обязанностей прокурора отличается на различных стадиях процесса. Но, в целом, его деятельность должна преследовать следующие функции:

  • Реализация уголовного преследования подозреваемых;
  • Контроль за соблюдением защиты и правовых интересов участников процесса;
  • Надзор за исполнением полномочий органов правопорядка и следствия;
  • Соблюдение процессуальных сроков рассмотрения дел и проведения следственных действий;
  • Координация действий органов полиции и дознания;
  • Защита конституционных прав человека;
  • Контроль за правильным толкованием действующего законодательства;
  • Раскрытие противоправных деяний и др.

Прокуратура, в том числе, имеет и свои подразделения по конкретным областям правовой защиты. К примеру, существует природоохранная прокуратура, которая осуществляет контроль за соблюдением предприятиями правил защиты экологии и природоохранных объектов.

Участие прокурора в судебном разбирательстве

Участие прокурора в рассмотрении судами уголовных дел допускается даже в рамках частного обвинения. В публичном обвинении именно сотрудник прокуратуры осуществляет государственное обвинение.

Прокурор участвует в судебном разбирательстве на двух стадиях:

  • Судебное следствие;
  • Прения сторон.

Прокурор также имеет право в дальнейшем обжаловать вынесенный судьей приговор, подав апелляционное постановление.

Итак, государственный обвинитель осуществляет следующий набор процессуальных действий в рамках его судебного рассмотрения:

  • Излагает позицию обвинения – зачитывает обвинительный акт, рассказывает, кто и в чем обвиняется, и по какой статье преследуется совершенное виновным лицом деяние;
  • Задает уточняющие вопросы участникам процесса, допрашивает свидетелей в ключе обвинения;
  • Представляет доказательства виновности подсудимого по делу;
  • Имеет право заявлять ходатайства (о проведении экспертиз, о приобщении тех или иных документов, о проведении запросов);
  • Зачитывает показания свидетелей, не выступающих в судебном разбирательстве, в рамках изложения позиции обвинения;
  • В прениях высказывает обвинение и требуемое для виновника уголовное наказание – как правило, прокурор просит максимум по действующей правовой норме.

Явка государственного обвинителя является обязательным условием судебного разбирательства. Без прокурора нельзя рассматривать дело, оно должно быть отложено.

Прокурора обязательно должны уведомить о месте и времени рассмотрения уголовного дела, вручив ему повестку под подпись.

Оставшийся корешок повести с подписью прокурора позже подшивается в материалы дела для подтверждения факта уведомления.

Когда потерпевший не является в судебное заседание, прокурор обязан заявить ходатайство об отложении рассмотрения дела, так как он является непосредственным представителем потерпевшей стороны и обязан соблюдать, и защищать ее интересы.

Прокурор после окончания рассмотрения уголовного дела должен получить копию приговора, который он может обжаловать.

Все документы должны выдаваться прокурору под его подпись. Позже все эти заверения проверяются в ходе очередных судебных проверок.

Прокурор обязан присутствовать на оглашении приговора. На практике, когда последнее слово по делу переносится на другое судебное заседание, прокуроры не приходят на него, и фактически не слушают оглашения приговора. Это нарушение законодательства.

Прокуроры в рамках рассмотрения одного уголовного дела могут меняться. Каждый раз при смене прокурора в зале суда устанавливается его личность и решается вопрос о заявлении ему отводов.

Замена прокурора в уголовном процессе допускается по отводу одного из участников сторон, кто считает государственного обвинителя заинтересованным в исходе дела.

Прокурор имеет право в течение 3 суток после вынесения приговора по заявлению ознакомиться с протоколом судебного заседания. Разрешение на это выдается судьей.

Обжаловать в апелляционной инстанции прокурор не может приговоры со следующими обстоятельствами:

  • Оправдательный приговор;
  • Приговор, не предусматривающий наказания.

Государственный обвинитель может обжаловать приговоры в кассационной и надзорной инстанции.

На практике в 2019 году прокуратура редко обжалует приговоры суда, так как судья дает примерно то наказание, какое требует обвинение, лишь незначительно его смягчая.

Апелляционные постановления подаются прокуратурой только тогда, когда они сами находят в деле существенную ошибку, нередко не замеченную на стадии предварительного расследования, которая меняет суть рассматриваемого дела.

Прокурор – это одна из ключевых фигур в уголовном судопроизводстве. Фактически именно на прокуратуре лежит вся ответственность за обоснованность и законность возбужденных уголовных дел, их расследование и судебное разбирательство.

Без государственного обвинителя невозможно соблюдение принципа состязательности сторон, без его помощи права и интересы потерпевшей стороны могут быть ущемлены и не удовлетворены в полной мере.

Источник: http://ugolovnyi-expert.com/prokuror-v-ugolovnom-processe/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.