Что означают 3 линии на гюйсе у моряка?
Почему на воротнике матросов три белые полоски?
По-голландски “гюйс” обозначает флаг, применяемый на кораблях 1-2 рангов военно-морского флота. Его поднимают на якорной стоянке судна в 8 утра и опускают с закатом. А еще гюйс – это широкий воротник, который фигурирует в форме моряков. В российском флоте утвердился гюйс синего цвета с тремя белыми полосками.
Российские моряки с гюйсом легендарного крейсера.
Как появился гюйс, и зачем он нужен?
Средневековые мужчины не признавали коротких стрижек, практически повсеместно в Европе носились либо длинные волосы, либо парики.
В таких условиях активно распространялись вши, необходимо было применять меры для противостояния их ордам, и для этой цели на волосы наносили деготь.
Мера отчасти помогала, однако длинные волосы могли с легкостью испачкать одежду, и потому необходимо было использовать какой-то защитный материал.
Русская морская форма 18 века. Боцман
Так парики, намасленные косички из конского волоса – служили не просто украшением, а обязательным элементом внешнего вида каждого моряка в определенный период времени.И они тоже пачкали одежду, за что матросы получали наказания, так как должны были всегда выглядеть опрятно.
Люди стали пользоваться широким воротником из кожи, который защищал одежду, и который можно было легко отмыть от любых загрязнений.
«Герои Трафальгара» Уильям Хейшем Оверенд
И даже с отказом от длинных волос и пышных причесок полюбившийся и удобный воротник остался, только выполнять его стали из ткани.
Ведь длинные волосы или парики в прежние времена в какой-то мере утепляли шею, а с их отменой потребовалась хоть какая-то замена.
И широкий тканевый воротник прекрасно справился с функцией шарфа, став еще более любимым. Его можно было заправить внутрь одежды, обеспечивая тепло.
Моряки с крейсера КАГУЛЪ. 1916 год
Есть и другая версия, согласно которой в гюйс со временем превратился широкий капюшон, который использовался моряками, чтобы защититься от дождей и брызг. В процессе своей эволюции гюйс многократно видоизменялся, люди стремились сделать его максимально удобным и практичным.
Сегодня он прочно закрепился в русском флоте, и выглядит как синий прямоугольный воротник большой ширины, сделанный из ткани, и имеющий три белые полосы. Подкладка у него тоже синяя, концы имеют по петле, и также есть пуговица в центре выреза – это обеспечивает возможность прикрепления воротника к рабочей или форменной флотской одежде.
Воротник такого типа ввели во флоте России в 1843 году.
Почему на гюйсе именно три полоски?
Существует несколько версий, объясняющих наличие на гюйсе именно трех белых полосок. В большинстве своем моряки указывают на то, что полосы символизируют три самые большие победы российского флота – при Синопской бухте, у Чесмы, и у Гангута. Немного остановимся на описании этих побед, увековеченных в истории и в подобных деталях морской формы?
Битва при Гангуте
Гангутское сражение, гравюра Маврикия Бакуа, 1724—1727 © Public domain
Это сражение происходило в рамках Северной войны 1700-1721 годов. Состоялось возле современного мыса Ханко, в прошлом – Гангута в 1714 году. Командовал происходящим непосредственно Петр Первый и адмирал Апраскин, со стороны шведов – вице-адмирал Ватранг.
Шведы были разгромлены, что доказало их уязвимость и на море. Эта победа была приравнена к Полтавской, русские войска были торжественно встречены на Родине, а те корабли, что удалось захватить у шведов, привезли в Петербург в качестве трофеев.
Подробно об этой битве можно прочитать в статье: День воинской славы России. Сражение у мыса Гангут
Чесменская битва
Hackert Чесменская битва 1771
Это сражение произошло в Эгейском море, недалеко от турецких берегов, в 1770 году и длилось с 5 по 7 июля. Несмотря на то, что турецких сил было вдвое больше, победил русский флот, почти полностью уничтожив противника за счет правильного выбора момента атак.
Адмиралу Спиридову, командовавшему авангардом победителей, и Орлову, непосредственному командиру всей эскадры, помогла также прекрасная организация войск и их высокий моральный дух. Эта была не шаблонная победа, а великолепная импровизация, доказывающая полководческий талант адмирала.
Подробнее о Чесменской битве читайте в статье Андрея Подколзина: Чесма: крупнейшая морская победа России
Битва в Синопской бухты
Синопский бой. Художник И.К.Айвазовский
Еще одно великое столкновение русского и османского флота произошло в 1853 году, 30 ноября. Турки, которых возглавил Осман-паша, собирались высадить десант на кавказском побережье, и им пришлось остановиться в Синопской бухте, чтобы переждать шторм.
В этот момент флот Нахимова блокировал бухту, однако ни турки, ни англичане, которые присутствовали с ними, не предполагали, что русские решатся атаковать акваторию, защищенную береговой артиллерией.
Но русские атаковали – причем настолько стремительно, что береговые орудия просто не смогли существенно повредить им. Турецкий флот был разбит наголову, а это сражение стало последним в истории парусных судов, подарив России господство в Черном море на долгое время вперед.Подробнее читать в статье Сергея Балакина: Синопское сражение: победа или ловушка?
Другие гипотезы
Точно так же объясняют собственные полосы на гюйсах матросы множества других стран, только победы при этом указывают, разумеется, собственного государства. Это позволяет прийти к мысли, что легенда о победах и полосах – это иностранное заимствование, тем более, что во флотской среде оно наблюдается весьма часто. И сам гюйс тоже вполне может оказаться заимствованием.
Юные краснофлотцы 1946 год. Фотоархив семьи Подколзиных
Но есть и другая легенда, согласно которой гюйсы ввел не кто иной, как Петр Первый. Считается, что изначально у императора было три эскадры, каждая из которых имела собственные особенности формы. Третья эскадра считалась наиболее приближенной к правителю, она имела по три полосы вдоль края гюйса и красные фланелевые рубахи.
Вторая носила две полосы и синие рубахи, первая же одевалась в рубахи белого цвета и носила только одну полосу. Считается, что с тех пор укрепилось понимание “элитности” трех полос, и они стали приживаться в форме, подчеркивая приближенность к командованию.
Таковой была ситуация на 1881 год, а уже в 1882 трехполосый воротник стал распространяться по флоту повсеместно, пока не стал официальным и общепризнанным.
Есть и еще одна версия появления трех полос – считается, что на три дивизии был поделен Балтийский флот, моряки носили на вороте то число полос, которое соответствовало номеру их дивизии. Но подробностей касаемо того, почему прижились именно три, здесь нет.
Парадная форма моряка
Таким образом, сегодня трудно сказать, почему моряки носят именно три полосы на гюйсах, однако эта традиция берет свои корни давно, и остается неизменной.
Этот элемент формы рассматривается как очень важный, не менее символический, чем бескозырка с лентами или тельняшка.
Несмотря на то, что назвать его функциональным в наши дни уже нельзя, он остается важным элементом, позволяющим отдать дань могучим флотским традициям. И представить себе сегодня моряка без традиционного воротника просто невозможно.Источник: Как и почему?
Источник: http://ocean-media.su/pochemu-na-vorotnike-matrosov-tri-belye-poloski/
Почему у русских моряков на воротнике 3 полоски?
1 эскадра носила белые фланелевые форменные рубахи, 2-я эскадра имела рубахи синего цвета, а третья – красного. Позже при реформировании флота (уже при Елизавете) оставили для всех три полоски, как наиболее красивый вариант.
Кстати, если в Военно-морском музее посмотреть гравюры с изображением Гангутского сражения, то можно увидеть у моряков все три варианта гюйсов. Нужно было прочесть все посты:)))))))) Как раз три белые полоски и есть три победы, которые так долго обсуждают.
После стали не то на шляпах, не то на первых бескозырках название кораблей писать, на ленточках.
В ознаменование победы в битве при Гренгаме на воротнике русских моряков появилась вторая полоска. Гангутское сражение было одним из последних крупных сражений в истории флота, в котором решающую роль сыграл абордажный бой. За этот бой Пётр I был произведён в вице-адмиралы.
9 августа является Днём воинской славы России — День победы в Гангутском сражении первой в российской истории морской победы русского флота под командованием Петра Первого над шведами у мыса Гангут».
Однако, демонстративное приближение объединённой англо-шведской эскадры к Ревелю не заставило Петра І искать мира, и эскадра отошла к берегам Швеции. В течение 4 часов все турецкие корабли (кроме бежавшего парохода «Таиф» под командованием английского советника А. Слейда) и большинство береговых батарей были уничтожены.
В связи с поражением Турции её союзники — Великобритания и Франция в декабре 1853 ввели свои эскадры в Чёрное море. Синопское сражение явилось последним сражением эпохи парусного флота».
До той поры на околышах матросских фуражек ставились лишь прорезные буквы и цифры, которые закрашивались или подкладывались желтым сукном. Некоторые исследователи высказывают предположение, что в русском флоте черно-оранжевый цвет георгиевской ленты повторяет бывшие династические цвета русской монархии.
Почему тельняшка полосатая и что обозначает цвет полос?
1) ГЮЙС — неотъемлемая часть одежды старшин и матросов, синий форменный воротник с тремя белыми полосками.
После отмены париков квадратный матерчатый воротник использовался для утепления — в холодную ветреную погоду он заправлялся под бескозырку и заменял башлык. Их так и различали — по полоскам на гюйсе.
2) Гюйс (нидерл.geus — флаг) — военно-морской флаг, а также флаг приморских крепостей.
Как появился гюйс
Вы вытащили меня из этого моря! – промолвил юнга. — Я тебя не из моря вытащил, а с того света! — отрезал старый моряк. — А почему ты одет не по форме? Где твой гюйс? — Постирал.
И почему на нем три белых полоски? Его ежедневно поднимают на носу (на флагштоке на бушприте) кораблей 1-го и 2-го рангов вместе с кормовым флагом, но только во время якорной стоянки. Такое, что не только корабли и крепости, но и каждый моряк носит на себе гюйс, морской флаг! — торжественно закончил боцман.
Вот как! – задумался юноша. — Не только корабли или крепости, но и я ношу на себе морской флаг! И юнга преисполнился гордости.
Украшением рубахи флотского костюма является большой воротник синего цвета с тремя белыми полосами по краю. История его возникновения весьма любопытна. Косичек на флоте уже давно не носят, а кожаный лоскут превратился в синий воротник, напоминающий нам о старых временах. Форменный воротник также называют гюйсом.
У Петра I во флоте было три эскадры. У первой эскадры на воротниках было нанесено по одной белой полоске. Давно ведь была команда “Отбой”?; вопросительно посмотрел на него боцман. Я только слышал, что это – воротник…. А затем, друг мой, что этот флаг обозначал порт приписки корабля!
История тельняшки
Тельняшки имели вырез ворота «лодочкой» и рукава в три четверти и были белыми в тёмно-синюю полоску. Но для бретонских моряков, по одной из версий, тельняшка считалась счастливой одеждой на время морских путешествий. Поначалу тельняшки выдавались только участникам дальних походов и были предметом особой гордости.
Одна из самых известных легенд, связанных с русским флотом, – это история появления трёх белых полосок на матросском воротнике. Каждая полоса, украшающая синее поле гюйса, – символ великой победы на море. В Гангутской битве в 1714 году, в Чесменской в 1770-м и в Синопской в 1853-м.
Значит, оборонительная стратегия была верной, а на чужие моря мы последние сто лет и не претендовали. Тема «вторичности» нашего Военно-морского флота стала, извините, популярной. Сказал, мол, когда-то император Александр III, что у России нет союзников, кроме её армии и флота, а на деле? Английский флот был куда мощнее.
А мы знай своё – сечём себя сами, по примеру унтер-офицерской вдовы, напропалую.
Петр Первый неспроста, видоизменяя английско-шотландский гюйс, выделил на первое место крест Андрея Первозванного. Также считается, что он проповедовал на территории будущей Руси и даже оставил здесь два своих наперстных креста — в Киеве и в Волхове.Гребцы 1-й дивизии носили одну полоску, 2-й – две, 3-й, соответственно, три. И лишь в 1881 году синие форменные воротники с тремя белыми полосками стали достоянием всех русских военных моряков.
Прочтите эту Статью о Синопской Битве — славной Победе русского Флота над Турцией. Как известно, русский флот под командованием адмирала Нахимова сжёг и полностью уничтожил флот турецкий.
Одна из самых известных историй, связанных с русским флотом, имеет прямое отношение и к этому сражению. Считается, что именно славное Синопское сражение символизирует на синем матросском воротнике — гюйсе — третья белая полоска.
Эх, если бы не Цусима… Рафаила“ не существует».
Под рубаху надевалась нательная рубашка тельняшка. Используется этот предмет гардероба и в сухопутных войсках, и даже в милиции. В средние века в Европе мужчины носили длинные волосы или парики, матросы заплетали волосы в хвостики и косички.
Со временем кожаный воротник сменили на матерчатый. Длинные причёски ушли в прошлое, а традиция носить воротник осталась.
Надо отметить, что у матросов из других стран также существуют полоски на гюйсе, происхождение которых объясняется похожим образом.
Однако характеристики гюйса не сохранилось — есть предположение, что его вид копировал флаг Оранского дома — оранжевая, белая и синяя равные горизонтальные полосы.
Советская власть использовала гюйсы и крепостные флаги времен империи до 1924 года, что было слегка удивительно на фоне тотального изменения исторических символов и названий.В 1992 году Указ президента РФ № 798 ввел новый вид военно-морского гюйса — красное полотнище с Андреевским и Георгиевским крестом, что когда-то придумал император Петр Первый. Ну а вообще гюйс ВМФ России — что это? Как он выглядит? Кроме штандарта, гюйс ВМФ России — воротник, являющийся украшением костюма матроса.
С 1851 года на флоте были оставлены только воротники синего цвета с красивой белой полосой (называемой тогда «романовским кантом») , которые наиболе эстетично смот-релись на фоне синих фланелевок. С этого же года матросский синий воротник и по-лучил название «гюйс».
1. Настоящие Правила регламентируют отношения между ЗАО «Аргументы и Факты» (далее Издание) и лицом (далее — Пользователь), предоставившим изданию фото, видео материалы (далее – Материалы). Русский Балтийский флот в то время был разделен на три дивизии. А в следующем, 1882 году, этот воротник был распространен на весь флот. Полосы на нем означали организационную принадлежность.
Источник: http://estortenok.ru/pochemu-u-russkikh-moryakov-na-vorotnike-3/
Что означают полоски на тельняшке и гюйсе?
history_costume
История тельняшки
Тельняшка появилась во времена расцвета парусного флота в Бретани (Франция) предположительно в XVII веке.Тельняшки имели вырез ворота «лодочкой» и рукава в три четверти и были белыми в тёмно-синюю полоску. В Европе в те времена полосатую одежду носили изгои общества и профессиональные палачи.
Но для бретонских моряков, по одной из версий, тельняшка считалась счастливой одеждой на время морских путешествий.В России традиция ношения тельняшек начала формироваться, по одним данным, с 1862, по другим — с 1866 года.
Вместо узких кителей с неудобными стоячими воротниками русские матросы стали носить удобные фланелевые голландские рубахи с вырезом на груди. Под рубаху надевалась нательная рубашка — тельняшка.Поначалу тельняшки выдавались только участникам дальних походов и были предметом особой гордости. Как говорится в одном из рапортов того времени: «нижние чины…
преимущественно надевали их в воскресные и праздничные дни при увольнении на берег… и во всех случаях, когда требовалось быть щегольски одетыми…». Окончательно закрепил тельняшку как часть униформы приказ, подписанный 19 августа 1874 года Великим Князем Константином Николаевичем. Этот день может считаться днём рождения русской тельняшки.
Тельняшка обладает большим преимуществом перед другими нательными рубахами. Плотно облегая тело, она не мешает свободному движению при работе, хорошо сохраняет тепло, удобна при стирке, быстро сохнет на ветру.
Этот вид лёгкой морской одежды не утратил своего значения и сегодня, хотя матросам теперь редко приходится лазать по вантам. Со временем тельняшка вошла в обиход и в других родах войск, хотя мало где является официальной частью формы. Тем не менее, используется этот предмет гардероба и в сухопутных войсках, и даже в милиции.
Почему тельняшка полосатая и что обозначает цвет полос?
Синие и белые поперечные полосы тельняшек соответствовали цветам русского военно-морского Андреевского флага. Кроме того, матросы, одетые в такие рубашки, хорошо просматривались с палубы на фоне неба, моря и парусов.
Традиция делать полосы разноцветными укрепилась в XIX веке — по цвету определялась принадлежность моряка к той или иной флотилии. После распада СССР цвета полос тельняшек были «распределены» по различным родам войск.
Что обозначает цвет полос на тельняшке:чёрный: подводные силы и морская пехота;васильковый: президентский полк и спецназ ФСБ;светло-зелёный: пограничные войска;светло-голубой: ВДВ;краповый: МВД;оранжевый: МЧС.
Что такое гюйс?
Гюйсом на флоте называют воротник, который повязывается поверх формы. Настоящее значение слова «гюйс» (от голландского geus — «флаг») — военно-морской флаг. Флаг поднимается ежедневно на носу кораблей 1-го и 2-го рангов во время якорной стоянки с 8 часов утра до захода солнца.
История появления гюйса довольно прозаична. В средние века в Европе мужчины носили длинные волосы или парики, матросы заплетали волосы в хвостики и косички. Для защиты от вшей волосы смазывали дёгтем.
Чтобы дёготь не испачкал одежду, матросы прикрывали плечи и спину защитным кожаным воротником-гюйсом, который можно было легко протереть от грязи.Со временем кожаный воротник сменили на матерчатый. Длинные причёски ушли в прошлое, а традиция носить воротник осталась.
Кроме того, после отмены париков квадратный матерчатый воротник использовался для утепления — в холодную ветреную погоду он заправлялся под одежду.Почему на гюйсе три полоски?
Есть несколько версий происхождения трёх полосок на гюйсе. По одной из них, три полоски символизируют три крупные победы русского флота:у Гангута в 1714 году;у Чесмы в 1770-м;у Синопа в 1853-м.Надо отметить, что у матросов из других стран также существуют полоски на гюйсе, происхождение которых объясняется похожим образом.
Вероятнее всего, этот повтор произошёл в результате заимствования формы и легенды. Кто первым изобрёл полоски, доподлинно не известно.По другой легенде, у основателя русского флота Петра I было три эскадры. У первой эскадры на воротниках было нанесено по одной белой полоске. У второй — по две, и у третьей, особо приближённой к Петру, — по три полоски.
Таким образом, три полосы стали означать особую приближённость к Петру гвардии флота.
АиФ / Юлия Осинцева
?
|
history_costume
Историки не могут точно сказать, когда появились первые парикмахеры. Однако прекрасная половина человечества заботилась о своих волосах даже в первобытные времена. Для сохранения причёски волосы покрывали глиной и маслом.
На дошедших до нас рисунках из Древнего Египта, Рима и Греции женщины изображены с роскошными старательно уложенными волосами. Причёски украшали лентами, бусами, золотой сеточкой, стефаной (напоминающей кокошник), калафом (короной) или диадемой.
В Средневековье женщины выбривали брови и лбы, в XX веке стали стричься коротко, а в 90-х в моду вошли химия, начёсы и пышные чёлки.
http://www.aif.ru/dontknows/infographics/1352563
Источник: https://history-costume.livejournal.com/16217.html
Гюйс ВМФ России: что это, фото, история
Закон 16 июля 2017
История флагов во многом увлекательна в изучении. Поэтому вам наверняка будет интересно узнать, что же такое гюйс, каковы его виды и значение на кораблях военно-морского флота нашей страны, а также немного окунуться в мировую и отечественную историю этого морского штандарта.
Что такое гюйс
Слово «гюйс» произошло от нидерланд. geus — «гез», что было названием носового флага кораблей гезов, участников антииспанской революции в Голландии. Со временем оно стало нарицательным. Сегодня гюйсом ВМФ России и других стран называется носовой флаг морского судна, который вместе с военно-морским, торговым либо гражданским штандартом говорит о государственной принадлежности корабля.
Второе название гюйса — бушпритный флаг, т. к. в начале своей истории его поднимали на бушприте или специальном флагштоке, так и зовущимся — гюйсшток. Сегодня гюйс можно увидеть на баке судна. Также в настоящее время его в основном используют военные корабли, однако некоторые страны допускают гюйсы и для своих гражданских судов.
Еще один синоним гюйса, актуальный, однако, не во всех странах — это крепостной флаг, т. к. его поднимают на прибрежных крепостях и прочих важных объектах на берегу. Гюйс также именуют и стояночным флагом, ведь он определяет по большему счету пришвартованные корабли, нежели суда на ходу.
Мировая история гюйсов
Во времена Средневековья гюйсы говорили о порте приписки определенного корабля.
Первым носовым флагом считается гюйс принца Оранского, о котором упоминалось в 1572 году при описании взятия гезами городка Ден-Брил, первого освобожденного от испанцев.
Однако характеристики гюйса не сохранилось — есть предположение, что его вид копировал флаг Оранского дома — оранжевая, белая и синяя равные горизонтальные полосы.
Одним из самых известных гюйсов был бушпритный флаг унии Англии и Шотландии, украшавший суда в 1634-1707 годах. На символику шотландского флага Святого Андрея (белая перевернутая буква «Х» на синем фоне) была наложена символика английского флага Святого Георгия (красный крест на чисто белом фоне).
Гюйс в чем-то стал прообразом будущего флага Великобритании.
Развеваться он должен был только на военных кораблях, отчего гез и прозвали «Юнион Джек» («союзный гюйс»); торговые корабли имели право располагать только флагом Святого Андрея или Святого Георгия, в зависимости от принадлежности к стране-участнице унии.
Теперь плавно перейдем к истории гюйса ВМФ России, прежде всего ознакомившись с его происхождением.
Происхождение российского гюйса
В Российской империи гюйс появился в 1658 году — после посещения Петром Первым Английского королевства в ходе Великого посольства. Флаг должен был символизировать мощь и величие молодого русского флота, оттого его вид был выбран по подобию гюйса самого могущественного морского союза — Британии и Шотландии, который мы подробно разобрали выше.
На российском же гюйсе, в отличие от символа унии, крест Андрея Первозванного доминировал над крестом Святого Георгия, а не наоборот. Сделано это было потому, что именно от Святого Андрея, по мнению Петра, Русь и обрела крещение.
Также этот крест имел и символическое значение — на момент создания гюйса государство уже имело выход к четырем морям. Оттого и был утвержден первый российский орден Андрея Первозванного в виде того же четырехстороннего косого креста.
Использовать этот носовой флаг, который стал прообразом современного гюйса ВМФ России, начали в 1701 году. Его образ применялся также в качестве крепостного штандарта фортов и прочих приморских объектов.
Гюйс во времена Российской империи
В 1712 году Петр Великий указал также использовать утвержденный гюйс и в качестве кайзер-флага (кайзерс-флага) — знамени, которое поднимается на кораблях в случае наличия на оных генерал-адмирала, великих князей и прочих важных лиц. «Морской устав» 1720 года окончательно утвердил его внешний вид. Такой кайзер-флаг можно было также использовать и в качестве шлюпочного.
Гюйс ВМФ России, по тому же «Морскому уставу», можно было поднимать не только на военных, но и на вспомогательных («ластовых») судах, и на галерах (в этом случае крест дополнялся «косицами»). Сейчас трудно определить, использовали ли в петровское время такой носовой флаг торговые корабли.
Без каких-либо изменений утвержденный Петром Первым гюйс просуществовал до 1913 года. Тогда по приказу императора Николая II рисунок на штандарте был дополнен двуглавым орлом черного цвета, располагающимся в центре полотнища. Такого вида гюйс был действующим до Февральской революции 1917 года.
Гюйс Советского Союза
Советская власть использовала гюйсы и крепостные флаги времен империи до 1924 года, что было слегка удивительно на фоне тотального изменения исторических символов и названий. Затем штандарт претерпел ряд изменений:
- В 1924 году петровский рисунок гюйса был дополнен белым кругом посередине, в центре которого светила красная звезда с белым серпом и молотом в своей сердцевине.
- В 1932 году рисунок гюйса СССР был кардинально изменен. Знамя стало представлять собой красное полотнище, центр которого украшала большая пятиконечная звезда. В ее середину была помещена красная звездочка меньшего размера, внутри которой были перекрещенные белые молот и серп.
- В 1964 году последовало незначительное изменение внешнего вида гюйса — была смещена большая белая звезда со всем своим содержанием, а также был изменен ее размер.
Последний вариант просуществовал до 1992 года — в следующем пункте мы будем говорить уже о флаге-гюйсе ВМФ России.
Гюйс Российской Федерации
Кратко просмотрим самую современную часть истории российского носового флага кораблей:
- В 1992 году Указ президента РФ № 798 ввел новый вид военно-морского гюйса — красное полотнище с Андреевским и Георгиевским крестом, что когда-то придумал император Петр Первый. Отличие было в одном — полосы креста Андрея Первозванного были не исконно синего, а голубого цвета.
- В 2000 году гюйсу ВМФ России был возвращен исторический цветовой вариант главного креста — синий.
Пограничные корабли РФ используют немного видоизмененный гюйс — его белая окантовка шире в три раза.
Гюйс ВМФ РФ в настоящее время
Сегодня гюйс Военно-морского флота РФ является принадлежностью только военных судов 1, 2 ранга. Его поднимают на носу (баке) кораблей и подлодок только во время стоянки.
Ну а вообще гюйс ВМФ России — что это? Как он выглядит? Современный российский носовой и крепостной флаг — это алое полотнище с белым фоновым тонким вертикальным крестом, сверх которого изображен синий диагональный (перевернутый) крест с белой окантовкой. Отношения ширины/длины следующие:
- 1/1,5 — ширина всего гюйса к его длине;
- 1/10 — ширина синей полосы большого креста к длине всего флага;
- 1/20 — ширина белой полосы фонового креста к ширине всего полотнища;
- 1/40 — ширина белой окантовки главного креста к ширине всего гюйса.
Фото гюйса ВМФ России в современном варианте вы можете разглядеть далее.
В настоящее время гюйсу в России идентичен и крепостной флаг. Хоть они оба утверждены одним нормативным актом, считать эти понятия взаимозаменяемыми не стоит — в разные времена эти термины различались по сути, а штандарты — по виду.
Использование
По ст. 628 российского Корабельного устава, гюйс можно использовать только на военных и пограничных кораблях 1 и 2 рангов. Носовой флаг поднимают на гюйсштоке на стоянках судов на бочке, якоре, швартовах.
Сегодня гюйс поднимается и опускается моряками одновременно с подъемом/спуском главного военно-морского флага государства — в 8 утра и после захода солнца. Допустимо его поднимать также на мачтах салютных береговых пунктов при запуске салютов.
Значение гюйса ВМФ России
Петр Первый неспроста, видоизменяя английско-шотландский гюйс, выделил на первое место крест Андрея Первозванного.
По библейским преданиям, этот апостол был рыбаком, отчего его считают покровителем всех мореплавателей.
Также считается, что он проповедовал на территории будущей Руси и даже оставил здесь два своих наперстных креста — в Киеве и в Волхове. Изображение на них и было скопировано в виде главного элемента российского гюйса.
Что касается значения цветов гюйса ВМФ России, то оно схоже с цветовой символикой главного государственного флага страны:
- белый — непорочность, чистота, мир, совершенство;
- красный — цвет крови защитников Родины, энергии, правого дела, силы;
- синий — верность, постоянство, вера.
Воротник-гюйс
Кроме штандарта, гюйс ВМФ России — воротник, являющийся украшением костюма матроса. История его возникновения довольно-таки практическая. В старину устав приписывал матросам носить напудренные парики и намасленные косички из конского волоса.
Этот своеобразный головной убор марал робу, что вело за собой строгое наказание матроса. Находчивые моряки стали подшивать на свой костюм под косичку-парик кожаный лоскут, который защищал одежду от загрязнения.
Со временем эта нашивка трансформировалась в гюйс современного вида.
По другой версии, «предком» матросского воротника был капюшон, башлык, который моряки надевали на голову, защищаясь от непогоды. Заправляя гюйс под одежду, можно было также защититься от холодного ветра, дождя и морских брызг.
Сегодня матросский воротник делают из плотной х/б ткани темно-синего цвета, снабжая его тремя декоративными белыми полосками по бокам. Подкладка гюйса также синих оттенков. Этот воротник съемный — он снабжен петельками для пристегивания к соответствующим пуговицам на «форменке» и рабочей куртке.
Что означают полоски на гюйсе-воротнике
Выкройки гюйса ВМФ России предполагают наличие на этом воротнике трех белых тканевых полос. Их присутствие объясняют две неофициальные версии:
- Количество полос соответствует числу самых крупных побед российского военного флота — у Гангута (1714 г.), у Чесмы (1770 г.) и у Синопа (1853 г.) Стоит отметить, что на воротничках зарубежных матросов тоже три полоски, количество которых объясняется подобным способом.
- Количество полос символизировало приближенность той или иной эскадры к великому Петру. Так как их всего было три, то и число полосок было соответствующим. Чем больше было полос, тем больше благоволил российский император к морякам данной эскадры.
Таким образом, у гюйса что России, что других стран есть важное значение — он позволяет определить государственную принадлежность судна, находящегося на стоянке.
Кроме того, вариант исполнения носового флага также указывает на то, какой корабль перед вами — военный или пограничный.
Гюйсы — и штандарты, и воротники — имеют довольно интересную историю своего происхождения и последующего видоизменения.
Источник: .ru
Источник: https://monateka.com/article/240036/
Гюйс во времена Российской империи
В 1712 году Петр Великий указал также использовать утвержденный гюйс и в качестве кайзер-флага (кайзерс-флага) — знамени, которое поднимается на кораблях в случае наличия на оных генерал-адмирала, великих князей и прочих важных лиц. «Морской устав» 1720 года окончательно утвердил его внешний вид. Такой кайзер-флаг можно было также использовать и в качестве шлюпочного.
Гюйс ВМФ России, по тому же «Морскому уставу», можно было поднимать не только на военных, но и на вспомогательных («ластовых») судах, и на галерах (в этом случае крест дополнялся «косицами»). Сейчас трудно определить, использовали ли в петровское время такой носовой флаг торговые корабли.
Без каких-либо изменений утвержденный Петром Первым гюйс просуществовал до 1913 года. Тогда по приказу императора Николая II рисунок на штандарте был дополнен двуглавым орлом черного цвета, располагающимся в центре полотнища. Такого вида гюйс был действующим до Февральской революции 1917 года.
Гюйс Российской Федерации
Кратко просмотрим самую современную часть истории российского носового флага кораблей:
- В 1992 году Указ президента РФ № 798 ввел новый вид военно-морского гюйса — красное полотнище с Андреевским и Георгиевским крестом, что когда-то придумал император Петр Первый. Отличие было в одном — полосы креста Андрея Первозванного были не исконно синего, а голубого цвета.
- В 2000 году гюйсу ВМФ России был возвращен исторический цветовой вариант главного креста — синий.
Пограничные корабли РФ используют немного видоизмененный гюйс — его белая окантовка шире в три раза.
Воротник-гюйс
Кроме штандарта, гюйс ВМФ России — воротник, являющийся украшением костюма матроса. История его возникновения довольно-таки практическая. В старину устав приписывал матросам носить напудренные парики и намасленные косички из конского волоса.
Этот своеобразный головной убор марал робу, что вело за собой строгое наказание матроса. Находчивые моряки стали подшивать на свой костюм под косичку-парик кожаный лоскут, который защищал одежду от загрязнения.
Со временем эта нашивка трансформировалась в гюйс современного вида.
По другой версии, «предком» матросского воротника был капюшон, башлык, который моряки надевали на голову, защищаясь от непогоды. Заправляя гюйс под одежду, можно было также защититься от холодного ветра, дождя и морских брызг.
Сегодня матросский воротник делают из плотной х/б ткани темно-синего цвета, снабжая его тремя декоративными белыми полосками по бокам. Подкладка гюйса также синих оттенков. Этот воротник съемный — он снабжен петельками для пристегивания к соответствующим пуговицам на «форменке» и рабочей куртке.
На гюйсе три полоски — как появился гюйс
В настоящее время фланелевые форменные рубахи, состоящие на обеспечении современного флота, синего цвета, а летние хлопчатобумажные форменки — белого цвета (с синим гюйсом, окантованным тремя полосками белого цвета).
Форменный воротник входит в состав парадно-выходной формы рядового состава ВМФ и носится с фланелевкой или форменкой.
Форменный воротник также называют гюйсом.
Версия литературная
…Стояла темная ночь… Наш молодой юнга, после своего спасения на воде, так и не смог заснуть. Выскочив на палубу, он увидел боцмана, курившего свою трубку на корме.
— Ну что, юноша, не спится? Давно ведь была команда “Отбой”?; вопросительно посмотрел на него боцман.
— Нет, не спится!; ответил юнга.
— Я хотел бы Вас поблагодарить за моё спасение!; горячо и с благодарностью выпалил юнга. Вы меня вытащили из этого моря!
— Я тебя не из моря вытащил, а с того света!; ответил старый моряк.
Кстати, почему одет не по форме? Где твой гюйс?
Понурив голову, наш юнга нашелся:
— Я его – постирал, сию минуту!
Через некоторое время, он прибежал обратно, неся на руках свой гюйс.
— Ну что ж, похвально! А ты знаешь, что это такое?; спросил боцман.
— Я только слышал, что это – воротник…. А все же – что это, товарищ боцман?
Довольно хмыкнув, он пригласил юнгу в свою каюту.
— Ну, садись поудобнее и слушай!
Юнга весь обратился вслух.
Вот что рассказал боцман:
Существует несколько историй и легенд по поводу возникновения 3-х полосок на гюйсах моряков, или как ты выразился – воротников.
Поначалу, в далёком прошлом, на судах, это были действительно – воротники, которые использовались для защиты спин гребцов от палящих лучей Солнца и брызг.
Воротник также, намного позже, сначала появился как подкладка под волосы, предохраняющая мундир от осыпающейся с парика “пудры”, в иностранных флотах.
После отмены париков квадратный матерчатый воротник использовался для утепления — в холодную ветреную погоду он заправлялся под бескозырку и заменял башлык.Другая легенда повествует, что эти три полоски появились с появлением трех эскадр у Петра I. Именно в честь этих эскадр появились три полоски на гюйсе.
Также, бытовала история о трех победах нашего Флота, в честь трех полосок на современных гюйсах — у Гангута в 1714 году, Чесмы в 1770-м и Синопа в 1853-м.
То есть – эти победы действительно имели место быть, но к полоскам они относятся, как метод патриотического воспитания.
Однако, гюйс – это прежде всего – ФЛАГ, друг мой!
От нидерландского, “гюйс” — военно-морской флаг, а также флаг приморских крепостей. Он поднимается ежедневно на носу (на флагштоке на бушприте) кораблей 1-го и 2-го рангов, исключительно во время якорной стоянки, вместе с кормовым флагом, обычно с 8 часов утра до захода солнца”.
— Но, товарищ боцман, зачем же вешать флаг, или гюйс, на бушприт?; недоумевал юнга.
— А затем, друг мой, что этот флаг обозначал порт приписки корабля!; ответил боцман.
Версия историческая
Впервые в русском флоте воротник был введен в 1843 г.
Происхождение воротника имеет весьма интересную историю. В те времена матросы носили парики и намасленные косички из конского волоса.
Косички пачкали одежду, а матросов за это наказывали, вот они и придумали одевать под косичку кожаный лоскут. Косичек на флоте уже давно не носят, а кожаный лоскут превратился в синий воротник.
Есть и другая версия: для защиты от морских брызг и ветра матросы носили капюшон, который потом трансформировался в воротник. Форменный воротник изготавливается из хлопчатобумажной ткани темно-синего цвета, с тремя белыми полосками по краям. Подкладка синего цвета. На концах воротника по одной петле, посредине выреза горловины пуговица для пристегивания воротника к форменке и куртке рабочей флотской.
Начиная с Петра I
У Петра I во флоте было три эскадры. У первой эскадры на воротниках было нанесено по одной белой полоске. У второй — по две, и у третьей, особо приближенной Петру — по три полоски.
Таким образом, три полосы стали означать особую приближенность к Петру гвардии флота.
При этом первая эскадра носила белые фланелевые форменные рубахи, вторая эскадра имела рубахи синего цвета, а третья — красного.
Сначала гвардия
В 1881 году были введены три белые полосы на воротниках для матросов Гвардейского флотского экипажа. А в следующем, 1882 году, этот воротник был распространен на весь флот.
Полосы на нем означали организационную принадлежность. Русский Балтийский флот в то время был разделен на три дивизии. При этом матросы первой дивизии носили одну белую полосу на воротнике, матросы второй дивизии — соответственно две полосы, а матросы третьей — три.
Победы флота ни при чем
Широко распространено мнение, будто они были введены в память о трех победах русского флота:
- у Гангута в 1714 году;
- Чесмы в 1770-м;
- Синопа в 1853-м.
Но оказывается, это не более чем красивая и высокопатриотичная легенда.
Несомненно, что количество полос не имеет никакого отношения к победам русского военно-морского флота.
Просто при выборе рисунка возобладала чисто эстетическая сторона дела: воротник с тремя полосками оказался наиболее красивым и имеет простую законченную форму.
Летом моряки нашего военно-морского флота носят полотняную белую форменную рубаху с тем же привлекательным синим воротником, обрамленным по краям тремя белыми полосками. Эти же три полоски имеются на синих обшлагах этих рубах.
Бескозырка парадная ВМФ СССР
Немного о лентах на бескозырках
Первые ленты в русском флоте появились на клеенчатых шляпах матросов в 1857 году и не позднее 1872 года на фуражках.
До той поры на околышах матросских фуражек ставились лишь прорезные буквы и цифры, которые закрашивались или подкладывались желтым сукном.
Точный размер, форма букв на лентах, как и сами ленты, были утверждены для всего рядового состава русского флота 19 августа 1874 года. В советском флоте шрифт на краснофлотских лентах был утвержден в 1923 году.
Особой лентой на бескозырках советских моряков является лента гвардейских кораблей, утвержденная вместе с гвардейским знаком в 1943 г. Лента гвардейских кораблей имеет расцветку ленты Ордена Славы из чередующихся полос оранжевого и черного цвета.
Некоторые исследователи высказывают предположение, что в русском флоте черно-оранжевый цвет георгиевской ленты повторяет бывшие династические цвета русской монархии. Это в корне неправильно.
Старые геральдические цвета русской монархии — золото с черным или желтый цвет с черным.
Об утверждении же черно-оранжевых полос георгиевской ленты существует определенное указание 1769 года, где сказано, что цвета даны чисто «военные»: оранжевый — цвет пламени и черный — цвет пушечного и ружейного порохового дыма.
— Но, товарищ боцман, зачем же вешать флаг, или гюйс, на бушприт?; недоумевал юнга.
— А затем, друг мой, что этот флаг обозначал порт приписки корабля!; ответил боцман.
ГЮЙСЪ, флагъ, поднимаемый въ носов. части воен. судовъ первыхъ двухъ ранговъ, когда они стоятъ на якорѣ, вмѣстѣ съ кормов. флагомъ т.-е. отъ 8 ч. у. до захода солнца. (Формы и рисунки Г. разн. державъ см. на красоч. таблицахъ флаговъ при описаніяхъ
государствъ).
Яндекс.Словари › Военная энциклопедия. — 1911—1914
Гюйс — м
1. Флаг, поднимаемый на носу военных судов первых двух рангов во время якорной стоянки.
2. Большой синий воротник на форменной матросской верхней суконной или полотняной рубахе (в речи моряков).
Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Источник: http://sneg5.com/obshchestvo/armiya/na-gyuyse-tri-poloski.html